История вокзалов и станций

Восточно-Сибирская железная дорога

Станция Наушки

НаушкиОколо 300 лет назад в 30-ти километрах от будущей станции Наушки и недалеко от российско-китайской границы проходил торговый путь. Позднее там же организовали царскую таможню. Чтобы не платить таможенных пошлин и скрытно провозить товары, купцы сообщали друг другу "на ушко", что недалеко есть другой путь, который не контролируется властями. Постепенно дорога становилась все более торной и потеряла свой контрабандный статус. Но название осталось, а много лет спустя перешло к железнодорожной станции.

Горьковская железная дорога

Перегон Безбожник - Староверческий

09.12 БезбожникВ Кировской области есть станция с необычным названием – Безбожник. Станция возникла в 1920-е годы, когда религия была объявлена пережитком "старого мира", который вот-вот исчезнет. В это время в СССР действовал "Союз воинствующих безбожников", на предприятиях появлялись "ударные безбожные цеха", в массовом порядке закрывались храмы, села с названиями Воздвиженское и Богоявленское переименовывались в Аэродинамическое и Тракторное. Времена эти, к счастью, прошли, но название станции осталось как памятник той эпохе.

А рядом со станцией Безбожник - станция с сугубо религиозным названием Староверческая. В XVII веке после реформы патриарха Никона старообрядцы бежали из центра России в глубинку, чтобы жить прежним укладом, креститься двумя перстами, вести богослужения по старым, дониконовским книгам. Так в составе Вятской губернии появился поселок Староверческий, в котором до сих пор проживает немало старообрядцев. Волна переименований 1920-х годов поселок Староверческий и железнодорожную станцию обошла. Так и существует сегодня железнодорожный перегон Безбожник - Староверческий.

Обе эти маленькие станции с деревянными вокзалами находятся в Вятских лесах, в краю, притягательном для охотников, рыболовов и любителей девственной природы. Рядом протекает река Великая – крупный и полноводный, богатый рыбой правый приток Вятки.

Дальневосточная железная дорога

Станция Ружино

РужиноСтанция Ружино (г. Лесозаводск Приморского края) находится на 8938-м километре Транссиба.

Лесозаводск был основан в 1894 году, когда первые переселенцы из Киевской, Черниговской, Полтавской губерний обосновались на живописном берегу таежной реки Уссури, на Уссурийской низменности. Статус города приобрел в 1938 году, во время прокладки вторых путей на Транссибе и сразу после закладки узловой станции Ружино.

В 1897 году, когда открыли железнодорожную линию Владивосток – Хабаровск, на месте нынешней станции Ружино был пустырь, по которому пролегала одноколейная линия. Спустя три года неподалеку переселенцами из Украины было основано село Ружино. Под Киевом была Ружинская волость, центром которой было крупное село Ружино. Переселенцы назвали новое село старым именем как напоминание о своей малой родине. В 1933 году для строительства новых предприятий близлежащего города Лесозаводска здесь сделали разьезд и положили вторые пути. Разьезд назвали в честь ближайшего села - Ружино.

К юго-востоку от Лесозаводска находится курорт Шмаковка, а также красивейшие озера Лобынцево и Гончарово, Малое, сопки Глазовская и Безымянная.

25 декабря 2002 года на станции Ружино завершилась электрификация Транссиба. В честь этого события в этом же году здесь построен первый православный храм в честь небесного покровителя всех путешествующих - святителя Николая Чудотворца. Он возведен железнодорожниками.

Забайкальская железная дорога

Станция Ксеньевская

КсеньевскаяПервые домики строителей Амурской железной дороги на месте нынешней Ксеньевской появились в 1908 году. По рассказам старожилов, поселок назван по имени дочери царя Николая II Ксении, которой были подарены прииски по реке Черный Урюм (золотоносные россыпи по рекам Белому и Черному Урюмам открыты в 1863 году горным инженером, автором "Записок охотника Восточной Сибири" А.А. Черкасовым и разрабатывались с 1865 года). Станция расположена у слияния рек Черный Урюм, Итака и Березовка. Вскоре после начала строительства в 1913 году Ксеньевскую посетил известный норвежский путешественник Ф. Нансен. В его книге "В страну будущего" есть такие строки: "Мы остановились на красивой Ксеньевской станции, лежащей на склоне Урюмской долины. Здесь живет до 1500 человек народу; на холме возвышается небольшая церковь, и с этого холма открывается вид на всю долину, до самых окрестных гор". С 1936 по 1959 год Ксеньевская являлась стыковой станцией между Забайкальской и Амурской железными дорогами и получила большое развитие. Кроме предприятий железнодорожного транспорта в поселке расположены прииск "Ксеньевский", леспромхоз, Восточная геологоразведочная экспедиция.

Самое известное событие из новейшей истории - торжества в декабре 1994 года по случаю завершения электрификации железной дороги Москва – Хабаровск, самой длинной электрифицированной магистрали в мире.

Станция Жанна

ЖаннаЭто промежуточная станция Могочинского отделения дороги в Могочинском районе Читинской области, в 145 км от райцентра и в 48 км от станции Амазар, которой Жанна подчинена административно. Старожилы рассказывают, что станция названа в честь девушки, приехавшей в в тайгу в составе отряда геологов и ставшей жертвой медведя.

Станция основана в 1909 году при строительстве Западно-Амурской железной дороги как разъезд № 22. При строительстве вторых путей преобразована в станцию. В 70-е годы здесь построен ретранслятор телевидения и связи. При электрификации отделения построены четыре жилых дома и комплекс социально-бытовых объектов.

Станция Мациевская

Железнодорожная станция на линии Карымская – Забайкальск расположена в 11 км от поселка Забайкальск. Возникла в 1900 году при строительстве Кайдаловской соединительной ветви. Первоначально носила название Сибирь, но после того, как военный губернатор Забайкальской области, генерал-майор Мациевский разрезал ленточку для пропуска первого поезда в Маньчжурию, станцию назвали его именем. Это случилось 10 февраля 1901 года и стало самым значительным событием в истории станции. На торжествах присутствовали военный губернатор Е.О. Мациевский, начальник работ по постройке Забайкальской железной дороги А.Н. Пушечников и сопровождающие их лица. Зашили "золотое звено" (так бы написали сейчас), отслужили молебен, провозгласили здравицу государю императору. Вслед за этим медленно и торжественно в Маньчжурию двинулся первый сибирский поезд.

А вот что написано об этой станции в книге В. Солдатова "Железнодорожные поселки на Забайкальской линии": "Несмотря на пограничное положение станции, ее значение ничтожно, потому что фактически пограничной станцией является Маньчжурия, где сосредоточены все пограничные учреждения. Частных жителей здесь почти нет (7 человек). Живут исключительно железнодорожные служащие и рабочие (63 человека). Никакого значения станция теперь не имеет и, вероятно, иметь не будет". Слова оказались пророческими.

Западно-Сибирская железная дорога

Станция Топки

ТопкиУзловая станция Топки ("топкие болота") основана в период строительства Кольчугинской железной дороги.

В 1913 году было начато строительство вокзала, к работам привлекали пленных (белочехов). В сентябре 1914 года на месте будущего железнодорожного вокзала был установлен вагон, на котором вскоре появилась надпись "станция Топки" по названию одного из близлежащих сел. Вокзал станции Топки, введенный в эксплуатацию в 1916 году, представлял собой здание общей площадью 820 кв. м. Здесь были помещения начальника, дежурного по станции, комнаты отдыха локомотивных бригад.

Пропускная способность вокзала - 200 пассажиров в сутки. После капитального ремонта, проведенного в 1999 году, вокзал отвечает всем современным требованиям, предъявляемым к обслуживанию пассажиров. Вокзал является памятником архитектуры. В ходе ремонта внешние элементы архитектуры бережно восстановлены.

Станция Юрга

ЮргаЮрга - город в Кемеровской области, расположен в 148 км к северо-западу от Кемерово на реке Томь. Узел железнодорожных линий. С 1942 года – это рабочий поселок, с 1949 года – город. Здесь есть краеведческий музей, музей детского изобразительного искусства, а также народов Сибири и Дальнего Востока.

Город возник в 1886 году. В 1906 году на железной дороге построена станция Юрга-1. Свое название станция получила по реке Юрга, она же Ерга, Гурга, а ныне Талая.

Строительство новой ветки Юрга – Кольчугино началось в 1913 году. На 104-м километре планировалась узловая станция (Топки) с ответвлением на Щегловск (Кемерово), а конечной станцией должен был стать поселок Кольчугино (Ленинск-Кузнецкий). В 1914 году по типовому проекту был построен вокзал станции Юрга.

Станция Межениновка

МежениновкаСооружение Великого Сибирского рельсового пути связано с именем Николая Павловича Меженинова. Он происходил из старинной дворянской семьи Рязанской губернии. В 1861 году окончил физико-математический факультет Императорского Московского Университета по отделению математики и сразу же поступил в Институт инженеров путей сообщения. Отсюда "по окончании полного курса наук, был выпущен в 1863 году со званием инженер-поручика".

Александр III доверил Николаю Павловичу сооружение важной части Транссиба – средне-сибирского участка от реки Оби до Иркутска протяженностью 1700 верст. Этому делу Меженинов отдал почти десять лет своей жизни. Был начальником изыскательских работ сначала от Томска до Иркутска, затем - от Оби до этого же города (второй вариант трассы). А с марта 1893 года стал начальником строительства средне-сибирского участка. Сегодня имя первопроходца увековечено в названии железнодорожной станции под Томском.

Станция Литвиново

ЛитвиновоСтанция Литвиново названа в честь Ивана Ильича Литвинова. Имя его окутано легендами. Он жил в глухом урмане на заимке в нескольких километрах от станции Тайга, промышлял охотой и золотодобычей. За свою жизнь он добыл, по преданию, около ста медведей, намыл в богатых золотоносных песках у ручьев и речек 8 пудов золота россыпью, и не одна дюжина самородков прошла через его руки. Литвинов продавал золото, добытые шкуры и мясо зверя купцам, был богатым и крепким хозяином. А прославился удачливый старатель и опытный медвежатник тем, что помогал изыскателям будущей трассы, был проводником у самого Николая Павловича Меженинова, главного изыскателя будущего парового пути, а потом и начальника строительства Средне-Сибирской железной дороги.

Станция Мошково

МошковоИстория Мошковского района началась еще в 1703 году, когда для охраны русских земель на южной границе Томского уезда был поставлен Умревинский острог. Этот острог стал первым знаком российской государственности и первым оборонительным укреплением на новосибирской земле. Первое крестьянское поселение появилось здесь в 1706 году, а к 1727 году в нем насчитывалось уже 50 дворов. Через селение Умрева проходил Московский тракт. По нему в 1890 году на остров Сахалин через село Дубровино проезжал Антон Павлович Чехов. В эти годы уже велось строительство Транссибирской железной дороги, определившей впоследствии судьбы многих поселков и городов. Железная дорога прошла через два села – Алексеевское и Романовское, которые позже были объединены и стали железнодорожной станцией, сначала Алексеевской, а затем Мошково.

Сегодня в поселке проживает 10,5 тысяч человек, он расположен на Транссибирской магистрали в 57 км от Новосибирска.

Калининградская железная дорога

Станция Чернышевское

ЧернышевскоеСтанцию Чернышевское Нестеровского района Калининградской области когда-то называли воротами в Восточную Европу. Именно отсюда, из поселка Эйдкунен, с самой восточной станции Императорских железных дорог Восточной Пруссии начинались европейские вояжи. В этом качестве Эйдкунен видел столько знаменитостей, сколько и не снилось иному столичному городу.

Где-то здесь, возле Эйдкунена, мерз в январе 1744 года в ожидании принцессы Ангальт-Цербстской - будущей императрицы Екатерины II - русский (да-да, это не ошибка – барон когда-то посвятил часть своей жизни служению России) офицер барон Мюнхгаузен. Здесь, на вокзале, Федор Михайлович Достоевский впервые попробовал марципановые пряники. Они ему так запомнились, что позже писатель не раз упомянул Эйдкунен в своих книгах. Эйдкунен же описывает и Чехов. Его персонаж так мечтал на этой станции отделаться от зануды жены. В 1895 году на таможне Эйдкунена отметился и вождь мирового пролетариата Ульянов-Ленин. Владимир Маяковский воспел свою сладкую зевоту на станции Эйдкунен.

В послевоенные годы станция была закрыта – единое пространство Советского Союза позволяло поездам проходить здесь без остановок. И к началу XXI века Чернышевское представлял собой небольшой поселок, примечательный лишь автомобильным пунктом пропуска в Литву.

Красноярская железная дорога

Станция Лукашевич

Лукашевич 3Сегодня на Красноярской железной дороге среди небольших станций есть разъезд, который носит имя Бориса Лукашевича. Он расположен на восточном направлении магистрали Абакан – Тайшет. Эту трассу еще во время строительства железнодорожники назвали "трассой мужества".

Маршрут, по которому должна была пройти железная дорога, пролегал через глухие таежные и горные районы, пересекал стремительные сибирские реки. Труд строителей железной дороги был тяжелейшим. В суровых условиях для прокладки пути приходилось пробивать в скалах тоннели и наводить мосты через водные преграды.

Весной 1964 года у Черного мыса, вклинивающегося в реку Мана, образовался мощный ледяной затор. Вода начала выходить из берегов, была затоплена автострада, стихия угрожала размыть железнодорожное полотно и обрушиться на мосты, прибрежные дамбы и поселки. По тревоге была поднята группа железнодорожников-подрывников во главе с инженер-майором Борисом Ивановичем Лукашевичем.

Лед непрерывно надвигался. Сначала отдельные полутораметровые льдины подрывали накладными зарядами, но потом решили для усиления силы взрыва опускать фугасы на шестах в воду.

Лукашевич 1После установления очередного шеста с крупным зарядом льдины внезапно сдвинулись, шест упал, и быстрое течение стало утягивать его под лед. Шнур уже был подожжен, и взрыв мог произойти в любой момент. А течением заряд отнесло бы к берегу, туда, где мост и где люди. У офицера-подрывника на принятие решения были доли секунды. Он бросился к проруби, смог схватить конец ускользающего под лед шеста, установить его должным образом. И тут раздался взрыв…

Железнодорожная станция названа в честь героя. Здесь же установлен памятник майору Лукашевичу. Сегодня на станции живет всего одна семья. Каждые сутки через разъезд Лукашевич проходит в среднем 30 грузовых и пассажирских поездов. При этом у скорых составов даже короткие остановки на станции не предусмотрены.

"Летом к нам много туристов приезжает на сплав: по 15-20 человек почти каждый день - буквально в ста метрах от станции течет речка Мана. А рыбаки – наши пассажиры круглый год", - говорит начальник станции Дмитрий Трофименко.

Станция Мариинск

МариинскМариинск - первая станция Красноярской железной дороги, если следовать по Транссибирской магистрали с запада на восток.

На этом месте когда-то стояло село Кийское. Оно получило статус города в 1856 году. Однако местным властям не нравилось неблагозвучное название Кийск. И городские чиновники направили царю Александру II прошение переименовать город в его честь. Государь согласия не дал. Тогда высокопоставленные люди города вновь обратились к царю. На этот раз они просили назвать город Мариинском, в честь супруги царя Марии Александровны. И царь согласился.

В 1895 году то же название получила и станция. Для окружного городка Мариинска, главной улицей которого был главный почтовый Московско-Иркутский тракт - путь кандальников, прокладка железной дороги стала вторым рождением. Благодаря строительству магистрали и созданию новых рабочих мест значительно возросло население города - за 50 лет число мариинцев увеличилось в четыре с половиной раза. Развитие города шло такими стремительными темпами, что в начале 20 века в Москве была выпущена большая серия открыток и альбомов с видами Мариинска, привлекшая внимание общественности.

Сегодня в Мариинске проживает более 30 тысяч человек. И по-прежнему железная дорога является градообразующим предприятием. Маленький пункт с тремя путями и будкой дежурного превратился в крупную железнодорожную станцию Транссибирской магистрали.

Октябрьская железная дорога

Торжок - Осташков: последний маршрут в царскую Россию

Торжок-Осташков
3Ветка Торжок - Осташков строилась практически одновременно с первой и главной железной дорогой России - Николаевской.

В начале 1910-х годов известная тверская предпринимательница, владелица целлюлозно-бумажной фабрики в селе Каменное Тысяцкой волости Юлия Михайловна Кувшинова задумала строительство железной дороги, желая соединить два крупнейших уездных центра - Торжок и Осташков. Но разрешение на строительство железной дороги можно было получить только при условии, что длина предполагаемого маршрута составит не менее 100 километров. Расстояние между городами было значительно меньше. И для того, чтобы получить законное право на строительство железной дороги, Кувшинова спроектировала путь не в виде прямой, а в виде изогнутых линий. Тем самым, необходимые 100 километров были набраны. Работы велись около 10 лет. Новая власть отнеслась к проекту предпринимательницы лояльно, и в начале 1920-х годов тишину вековых валдайских лесов нарушил первый паровоз. Одновременно строились пассажирские здания-вокзалы. В 1912-м – в селе Ранцево, в 1916-м – в Каменном. В 1938 году пристанционному поселку Каменное был присвоен статус города, который в знак благодарности переименовали в Кувшиново. Так же стала называться и одна из красивейших станций ветки, построенная знаменитой землячкой.

Торжок-Осташков
2Сегодня Торжок – Осташков является уникальным маршрутом, железнодорожники называют его "железнодорожным заповедником" и "музеем под открытым небом". Здесь сохранилась и находится в действии практически вся железнодорожная атрибутика минувшего века: ветка Торжок - Осташков пролегает волнистыми зигзагами, спроектированными Юлией Кувшиновой; на станции - все тот же вокзал, построенный 90 лет назад; до сих пор сохранились и действуют семафоры и жезловые аппараты, ручные стрелки с "флюгарками", переездные деревянные шлагбаумы. Дежурные по станции передают и принимают у помощников машинистов жезлы, дающие поезду право занять перегон.

Во многих населенных пунктах, рассеянных между Торжком и Осташковым, нет автомобильных дорог, и только эта железная дорога помогает жителям пристанционных поселков поддерживать связь с внешним миром.

Станция Африканда

На ОЖД есть еще немало удивительных станций. В 230 километрах по главному ходу к югу от станции Мурманск расположена станция Африканда. По одной из версий, название придумали строители Мурманской железной дороги, производившие работы при очень низких температурах (до -50 С).

Станция Выходной

В 18 км от Мурманска находится станция Выходной. Название дано по разъезду Выходной - в довоенные годы это было одно из любимых мест отдыха мурманчан.

Станция Шапки

Пассажиры пролетающих мимо Тосно скоростных экспрессов Санкт-Петербург – Москва часто даже не замечают отходящие влево рельсы. Изредка на них сворачивает электричка, чтобы довезти дачный народ в поселок Шапки. Назван он в честь многочисленных групп правильных куполообразных холмов высотой до 90 метров над уровнем моря. Из этих песчаных холмов состоят Шапкинская и Кирсинская камы.

В 1926 началась первая крупная реконструкция Ленинградского железнодорожного узла. Для работ потребовалось огромное количество песка, который как раз и нашли на Шапкинской каме. Сюда протянули железнодорожную ветку, а тупиковую станцию назвали Шапки по названию одной из трех усадеб, которые еще в 1747 году императрица Елизавета пожаловала своему духовнику, протоиерею Ф.Я. Дубянскому. А святой отец создал в своей усадьбе пейзажный парк с ложбинами, склонами, извилистыми дорожками и прудами.

Блок-пост Мария

На крупнейшей в европейской части России сортировочной станции Санкт-Петербург-Сортировочный-Московский есть блок-пост Мария. Легенда гласит, что однажды девушка Мария несла обед отцу-железнодорожнику и вдруг увидела на рельсах человека в промасленной спецовке. С сортировочной горки на него катился вагон. Мария сняла свои новые туфли и подсунула их под колеса. Вагон остановился, человек был спасен. Его товарищи по депо купили Марии в складчину другие туфли. А безымянный блок-пост назвали в честь бесстрашной девушки, дочери питерского железнодорожника.

Станция Пароголово

Если ехать от Петербурга в сторону Выборга, то в 15 километрах от Финляндского вокзала электричка сделает минутную остановку на станции Парголово. И перед пассажирами предстанет пригородный вокзал - чудо железнодорожной архитектуры. Возведен он был в 1906 году по проекту архитектора Бруно Гранхольма. Это одна из первых в России построек из силикатного кирпича, светлый тон которого хорошо подчеркивают детали из темно-красного клинкера. Вокзал напоминает средневековый замок в миниатюре: башни с чешуйчатой кровлей, узкие окна – бойницы, срезанный щипец в центре.

Есть несколько версий происхождения названия станции (вернее того поселка, через который пролегла в 1869 году железная дорога в Финляндию). По самой прозаической из них Парголово – искаженное Парколо, что в переводе с финского значит "Усадьба Парко". Однако те, кто путешествовал в окрестностях станции, не раз поминали нечистого, то спускаясь в глубокие овраги, то забредая в непролазные кустарники. Возможно, и первые жители этих мест – финны - проваливаясь в очередную яму, бормотали: "Перкеле", что по-фински значит "черт". Отсюда и пошло название станции.

Есть и третья версия: возвращаясь как-то из только что отвоеванного у шведов Выборга и подъезжая к своей новой столице в дельте Невы Петр I снял шляпу. От головы повалил пар. Вот и вышло "пар – голова" – "Парголово".

Станция Дворец

Между Валдаем и Старой Руссой в Новгородской области есть небольшая станция и одноименный поселок Дворец. Сейчас здесь проживают 150-200 человек. Знаменит Дворец тем, что в XVIII веке через него проходила санная дорога, по которой императрица Екатерина II ездила из Санкт – Петербурга в Москву. Сегодня пять деревень в округе замыкаются на железнодорожную станцию поселка – единственную транспортную связь с остальным миром. За смену мимо станции проходит 14 -16 пар поездов. Но на станции Дворец они остановки не делают. Зато каждое лето в эти удивительные места наезжают толпы туристов на пригородных поездах Бологое – Дно.

Приволжская железная дорога

Станция Джаныбек

Станция Джаныбек располагается на территории республики Казахстан, находясь почти в трех тысячах километрах от Астаны. Вместе с тем, она является подразделением Астраханского отделения Приволжской железной дороги.

До проведения Астраханской железнодорожной линии район станции представлял безлюдную степь. Сейчас в пристанционном поселке проживает около 10 тысяч человек. Население славится мастерами кожевенных дел (в прошлом веке здесь работали два кожевенных завода) и гордится академией-садом, где выращиваются не характерные для степи растения - ели, сосны и другие.

В окрестностях станции много курганов, но самый известный из них - курган, носящий имя Джаныбека (именем которого и названы станция и поселок) – могущественного хана Золотой Орды. При этом хане столица Золотой Орды – Сарай - переживала период бурного расцвета.

Станция Эльтон

Станция Эльтон находится в Волгоградской области, соседствует с одноименным уникальным соляным озером. Эльтонское озеро зовется у татар и калмыков "Алтан-Нор", то есть золотое дно - из-за пурпурно-красного цвета его воды, которая отливает золотом после полудня. Начало разработки соли на Алтан-Норе относится ко времени принятия кочевыми калмыками русского подданства в 1665 году. В 1741 году по приглашению Астраханского губернатора Татищева находившийся в Астрахани английский морской капитан Эльтон впервые исследовал озеро. Сс той поры оно и получило название Эльтонского.

Залегающие вдоль берегов Эльтона соленые минеральные грязи с давних пор служили местному населению средством лечения, но по-настоящему целебные свойства этих грязей были исследованы после того, как была открыта железная дорога и построена грязелечебница. По сей день поселок Эльтон - курортный. Здесь расположен одноименный санаторий, куда отдыхающие приезжают, как правило, на поездах.

Станция Урюпино

ст. УрюпиноПервый поезд пришел на станцию Урюпино в декабре 1871 года. Сам город Урюпинск основан в 1618 году на правом берегу Хопра.

Существует несколько вариантов происхождения названия. Согласно первому, после взятия войсками Ивана Грозного Казани татарский князь Урюп, спасаясь бегством, был настигнут на Хопре казачьим атаманом Ермаком. Между ними произошла смертельная схватка. Именитый татарин увяз в болоте и был пленен. С той поры у местного казачества возникла поговорка: "Увяз, как Урюп". А место того жестокого поединка стали называть Урюпинским. Соответственно и городок, возникший неподалеку от легендарного болота, начали называть Урюпинским. Вторую гипотезу выдвинул волгоградский краевед И. Долгачев. Он полагает, что название произошло от фамилии, точнее прозвища Урюпин, которое, в свою очередь, по словарю В. Даля объясняется как "неряха", "разгильдяй", "замарашка", и, скорее всего, это про местность - чрезвычайно заболоченную и грязную.

Сейчас работу железнодорожной станции обеспечивают 84 человека. Добраться до станции Урюпино, а, следовательно, и до города можно пригородным поездом Волгоград – Урюпино. Основная достопримечательность города - памятник Урюпинской козе (дань великолепным изделиям из козьего пуха).

Свердловская железная дорога

Станция Губаха

ГубахаГубаха основана в 1755 году в связи с открытием в Крестовой горе железной руды. Деревня Губаха стояла при впадении реки Губашки в реку Косьву и служила пристанью для барж , на которых сплавлялись железная руда с верховьев Косьвы на Каму. В 1825 году был найден первый уголь в Губахе на Крестовой горе, где заложили первую штольню (впоследствии шахта им. 1 Мая).

Первоначально добыча велась в очень ограниченных размерах, уголь сплавлялся по реке Косьве в Чермоз на металлургический завод. С постройкой в 1879 году железной дороги добыча угля резко возросла. Для механизации работ в шахтах в Губахе была сооружена ГРЕС (ныне Кизеловская ГРЕС №3 – первая на Урале и третья в СССР электростанция, построенная по плану ГОЭЛРО). Рядом со станцией возник рабочий поселок Кржижановск (Нижняя Губаха). В 1936 году была пущена первая очередь крупнейшего в стране и первого на Урале предприятия по производству кокса – Губахинского коксохимзавода.

Город является железнодорожной станцией линии Чусовская – Соликамск, через него проходят магистральная железная дорога Чусовская – Соликамск (длина участка 35 км) и второстепенная Левшино – Углеуральская (40 км).

На территории Губахи - 7 геологических памятников природы (среди них две пещеры, в том числе знаменитая Мариинская, Гора Крестовая, Карстовый мост и карстовая арка).

Станция Ирбит

ИрбитИрбит основан в 1633 году как Ирбейская слобода в устье реки Ирбей (татар. "ир" - мужчина, герой, богатырь и башкирск. "бий" - родовой вождь, бей).

Ирбит – самый удаленный от столицы Урала город (240 км от Екатеринбурга) – строился сразу как торговый центр, поэтому имеет уникальную планировочную структуру. В центре города расположен своеобразный караван-сарай для приема гостей, количество которых может в 100 раз превышать население города. В середине XVII века Ирбит становится центром торговой связи между европейскими и азиатскими странами. Начиная с 1843 года здесь ежегодно проводилась Ирбитская ярмарка. По объему торговых операций (около 60 млн руб.) она занимала второе место после Нижегородской. Грузопоток ярмарки к концу XIX века достигал 2,8 млн пудов. К концу XIX века из-за дороговизны перевозок, осуществлявшихся гужевым путем , ярмарка пошла на убыль. Возникла необходимость подведения к городу железной дороги.

Указом царского правительства от 16 декабря 1912 года было поручено строить Северо-Восточную железную дорогу акционерному обществу Западных Уральских дорог. Был принят окончательный вариант трассы из Екатеринбурга на Ирбит – Туринск – Тавду. В июне 1913 года началась прокладка железнодорожных путей, а в 1915 году станция Ирбит вступила в действие. Вокзал на станции Ирбит построен в 1916 году.

К середине XX века здесь были построены несколько крупных предприятий: завод мотоциклов (марки "Урал" и другие), завод автоприцепов, стекольный, химико-фармацевтический и первый в стране завод по производству багероэкскаваторных машин для добычи торфа.

В наши дни возрождается Ирбитская ярмарка, а сам город, благодаря легендарным мотоциклам "Урал", имеет неофицальный статус мотоциклетной столицы России.

Станция Винзили

ВинзилиПоселок Винзили, как многие другие населенные пункты Урала и Сибири, своим появлением и развитием обязан железной дороге. В 1910-1913 годах железная дорога Тюмень – Омск пересекла реку Пышму. В этом месте на железной дороге построили разъезд: здесь стояли каменный дом, будка стрелочника и деревянная водонапорная башня (в баках запасалась вода для заправки паровозов). Разъезд окружал густой сосновый бор. Первая улица получила название Вокзальной.

В 1931 году в пристанционном поселке создали лесоперевалочную базу. Лес вывозили по узкоколейке на лошадях, сплавляли по реке, грузили в вагоны. В 1936 году построили шпалорезку, где изготовляли шпалы. Особенно много леса потребовалось в послевоенные годы для восстановления шахт, рудников, городов, железных дорог. Ежегодная выработка достигла 300 тыс. шпал. Лесодобычей и лесопереработколй в Винзилях занимались заключенные.

В 1947 году здесь построили лесозавод, а в 1956 году – Пышминский лесокомбинат, который работал исключительно на привозном лесе – местные леса были включены в зеленую зону Тюмени и рубки в них прекратили.

В окрестностях Винзилей геологи нашли богатые запасы строительных песков и глины. В 1965 году был построен кирпичный завод. Из его кирпича построена почти вся Тюмень - от хрущевок до современных жилых домов и промышленных предприятий.

В 1972 году в поселке построили стекольный завод, который сейчас является крупным производителем стеклянных бутылок; позже - завод керамических стеновых материалов.

О происхождении названия поселка жители рассказывают такую легенду: еще до постройки железной дороги в одном из многочисленных пышминских омутов утонула девушка. В воду бросили пенки – вензели, по-местному, винзили - они кружились на месте омута и указывали место гибели человека.

Северная железная дорога

Станция Морженга

МорженгаСтанция Морженга расположена в 50 км севернее Вологды. Находится она у небольшого села Морженьга, что означает "ягодная река". Этот населенный пункт возник в 1611 году, но с тех пор название не потеряло своего смысла – здесь действительно уникальные ягодные и грибные места. Каждое лето и осень по выходным сотни вологжан приезжают на эту маленькую станцию пригородным поездом за черникой, малиной, морошкой, брусникой, клюквой.

Местных жителей – тех, что живут в Морженге круглый год, – не больше 200 человек, но как только сходит снег, сюда приезжают тысячи дачников – кто-то на все лето, а кто-то только на выходные – подышать свежим лесным воздухом, сходить по грибы, искупаться в маленькой речке.

Станция Малошуйка

Поселок Малошуйка Онежского района Архангельской области входит в экскурсионный маршрут некоторых туристических агентств. Имя поселку дала протекающая здесь речка Малая Шуйка.

Основной достопримечательностью является церковь Николы, стоящая на высоком берегу и хорошо просматривающаяся с моря. Она охраняется государством как памятник деревянного зодчества первой половины XVII века. Подобные поморские церквушки в древности служили ориентиром для моряков при плавании по Онежскому заливу и, как правило, посвящались покровителю путешественников св. Николаю. Недаром в Архангельской губернии существовала поговорка: "От Холмогор до Колы – тридцать три Николы".

Сегодня в Малошуйке проживает около 3 тысяч человек. Практически единственным действующим предприятием и местом работы для жителей поселка является железная дорога. Она же связывает Малошуйку с внешним миром: здесь проходят поезда в Мурманском, Московском и Архангельском направлениях.

Станция Собь

СобьСреди бескрайней тундры и заснеженных вершин Полярного Урала притулилась маленькая железнодорожная станция Собь. Здесь вахтовым методом трудятся 12 движенцев и 5 путейцев. Они обслуживают перегон на линии Чум –Лабытнанги, связывающей главный ход Сосногорского отделения Северной железной дороги с Ямало-Ненецким автономным округом. На этой однопутке, проложенной среди болот на вечной мерзлоте, до сих пор действует электрожезловая система сигнализации и связи, применявшаяся еще в царской России. Морозы здесь доходят до 54 градусов, а частые метели со скоростью ветра до 45 м/с образуют снежные заносы высотой до 8 м.

Истоки названия реки Собь, по которой и назвали станцию, восходят к древним новгородским речениям. Корень слова относится к слову "особенный". В XII веке через Собский горный массив пролегал древний путь новгородских ратников из Европы в Азию. Самая высокая двуглавая гора этого массива (высотой 1472 м) называется Пай-Ер, что в переводе с ненецкого языка означает "хозяин Урала, владыка гор".

Сюда, на горнолыжную базу, едут многочисленные туристы.

Недавно на станции смонтировано новое современное станционное здание. Оно состоит из 16 модулей, представляет собой благоустроенный комплекс для работы и отдыха: оснащенные современной техникой кабинеты, комнаты отдыха, теплые душевые.

Северо-Кавказская железная дорога

Станция Мокрая Буйвола

Мокрая буйволаСтанция Мокрая Буйвола на Минераловодском отделении СКЖД была основана в 1928 году. Местный писарь после обеденного застолья с казаками готовил бумаги на утверждение названий новых станций - Мокрая Балка и Рогатая Буйвола. Он напрочь забыл первоначальный вариант и записал станции как Мокрая Буйвола и Рогатая Балка. Названия были утверждены, менять что-либо было уже поздно.

В настоящее время на станции Мокрая Буйвола ведутся только погрузочно-разгрузочные работы на подъездных путях.

Станция Кума

Станция Кума была образована в 1915 году. Название произошло от речки Кума, которая протекает вблизи. На этой станции ведутся работы по погрузке и выгрузке грузов. Через эту станцию проходят две пары электропоездов сообщением Минеральные Воды – Буденновск.

Станция Минутка

МинуткаСтанция Минутка основана в 1894 году. Поезда, проходившие через нее, никогда не останавливались. Казаки, отправляясь по торговым делам, за покупками, в гости в Кисловодск и другие пункты, часто просили машиниста остановиться на минутку. Так и появилось название станции. Сейчас через Минутку проходит 60 электропоездов пригородного сообщения, остановка на этой станции и сейчас длится ровно одну минуту.

Станция Ведмидовка

ВедмидовкаВ 1914 году был построен очередной участок Черноморско-Кубанской железной дороги, пролегавший по территории станицы Медведовской.

На специальном заседании правления дороги был рассмотрен вопрос о наименовании новых станций. По существующему порядку станциям давали имена близлежащих населенных пунктов. В то же время было нежелательным, чтобы на сети дорог существовали станции с идентичными названиями. При разборе оказалось, что на Октябрьской железной дороге недалеко от станции Бологое есть станция Медведово, а на Приволжской железной дороге - станция Медведица. В связи с этим Правление Черноморско-Кубанской железной дороги решило назвать станцию, расположенную на территории станицы Медведовской, от украинского слова Ведмедь – Ведмедовская. Здесь жили казаки с украинскими корнями, многие из них говорили по-украински.

На станции в настоящее время осуществляются погрузочно-выгрузочные работы. Через Ведмидовку проходят пассажирские поезда, следующие по участку Тимашевская – Краснодар. Предусмотрены остановки для пригородных электропоездов и технические остановки для поездов дальнего следования.

Юго-Восточная магистраль

Станция Уразово

уразовоНазвание стыковой станции Уразово Белгородского отделения Юго-Восточной железной дороги происходит от тюркского слова "ураз" - счастье. Еще во времена татаро-монгольского нашествия хан Ураз основал здесь слободу, которая и стала называться его именем.

Особую роль в развитии слободы сыграл князь М.М. Галицын. Князь не смог управлять поместьем и предложил своим крестьянам самостоятельно выбрать свою участь. Уразовские крестьяне были освобождены от крепостного права за полвека до реформы 1861 года.

Слобода славилась громаднейшим сбытом сырых продуктов, зернового хлеба (около 4 млрд пудов в год), подсолнечника (до 100 тыс. пудов). Ремесленники шили в год более 1 млн пар обуви, сбывали несколько сот тысяч шапок, фуражек, продавали овчину, десятки тысяч пудов бичевы, свиного сала, столярного клея и т. д. Уразовская продукция пользовалась большим спросом не только в Москве и Петербурге, но и во Франции и Италии.

Экспорт стал возможен после появления железной дороги в 1894 -1897 годах. Станция Уразово построена в 1895 году. В начале XX века подача двухосных вагонов под погрузку здесь осуществлялась с помощью лошадей. До сих пор сохранились названия тупиков. Например, в Масловом грузили бочки с маслом.

Сегодня через станцию ежедневно проходят 25 пар поездов с рудой, наливом, кузбасским углем.

Станция Сампур

сампурПервое упоминание о селе Сампур, давшем название станции Мичуринского отделения Юго-Восточной железной дороги, относится к 1732 году, когда два отставных солдата – Степан Пронин и Иван Дементьев - за отличие по службе получили по 10 десятин земли под Тамбовом и основали село.

Существует две версии возникновения названия. Первая - легенда о могучем и храбром богатыре Сампуре и его возлюбленной по имени Цна. Ушел богатырь сражаться с врагами, а его любимая обратилась к богам с мольбой: "Пусть вернется домой мой суженый, и я омою его раны слезами". Так и случилось. Пришел и пал бездыханным Сампур, а Цна стала речкой.

Другое предание связано с железной дорогой. В конце XIX века в этих местах имел собственное дело немец Пур. Он дал деньги на строительство деревянного здания вокзала. "Смотри-ка, сам Пур пожаловал", - говорили работники, увидев хозяина издали.

Южно-Уральская железная дорога

Станция Сказ

СказСтанция Сказ расположена на стыке двух дорог – Южно-Уральской и Свердловской. Это своего рода "ворота" ЮУЖД.

Откуда взялось такое своеобразное название не помнит ни один старожил. Но поскольку станция расположена в местах, описанных Павлом Бажовым в сказах, можно смело предположить, что Хозяйка Медной горы и Данила-мастер на этой земле не чужие.

В праздничные, выходные дни и каникулы сюда едут туристы из Челябинска, Екатеринбурга, Перми, Тюмени, Красноярска и даже Москвы - рядом расположены Шемахинские пещеры (по имени села Шемаха, к которому Сказ относится по административно-территориальной принадлежности). Одна из пещер – глиняная. В нее спускаются по веревке. Вторая – водяная. Летом оттуда вольготно стекает вода, а зимой, когда она замерзает, в глубь пещеры (800 м) приходится пробираться по льду. В конце путешествия туристов ждет подземное озеро, по которому можно прокатиться на лодке.

Станция Сладкое

СладкоеСтанция Сладкое расположена на главном ходу Транссиба в 90 км от Кургана. За смену она пропускает до 40 пар поездов. На станции два здания: одно из белого кирпича с круглыми ажурными окнами, постройки 1905 года; другое – двухэтажное, современное, с большими окнами, просторным залом ожидания и уютными комнатами для работников станции. Весь коллектив состоит из начальника станции и двоих дежурных.

Согласно легенде, в начале века станция называлась "Горькая". Однажды от удара молнии крохотный деревянный вокзал сгорел. Такая горькая жизнь не радовала ни железнодорожников, ни жителей деревушки. Тогда послали они челобитную царю: помоги, мол, батюшка, погорельцам. Царь распорядился: быть новому вокзалу в камне, а сама станция должна называться иначе, к примеру "Сладкая". А окрестные края здесь, действительно, сладкие: в лесах много ягод, грибов, а в озере в изобилии водится рыба.

screenRenderTime=1