История вокзалов и станций

Московский вокзал, г. Санкт-Петербург

Московский вокзал в Петербурге.
Конец XIX в. Архитектор К.А. ТонНа первой магистральной российской железной дороге Санкт-Петербург - Москва было 34 станции и 2 вокзала. Оба вокзала - Московский в Петербурге и Петербургский в Москве - возводились по проекту Константина Андреевича Тона - известного архитектора, уже построившего к тому времени Екатерининскую церковь у Обводного канала в Санкт-Петербурге, комплекс Большого Кремлевского дворца и храм Христа Спасителя в Москве.

Департамент железных дорог предложил архитектору предварительный план сооружений, на основе которого он и начал в 1843 году работу над проектом. Согласно замыслу архитектора вокзалы сооружались по единому проекту. В результате в обеих столицах появились одинаковые двухэтажные здания в стиле Ренессанса с круглыми декоративными колоннами, высокими венецианскими окнами и строгой часовой башней в центральной части.

Для Московского вокзала в Санкт-Петербурге К.А. Тон выбрал место на Знаменской площади. Этот выбор был сразу одобрен. Во-первых, пассажирам было удобно, выйдя из поезда, сразу оказаться в центре города, а во-вторых, вокзал очень органично вписался в архитектурный облик классического Петербурга.

Вокзал в Петербурге был построен к открытию железной дороги в 1851 году, несколько позже, чем его брат-близнец в Москве, который был закончен уже в 1849 году.

На вокзале граждане были обязаны предъявлять особым чиновникам письменные виды проезжающих, "званию их присвоенные, с надлежащим полиции удостоверением", то есть паспорта. От предъявления письменных видов освобождались едущие в загородные имения и на дачи, дети, крестьяне с продуктами на продажу и крепостные при своих господах. Чиновники, изучив предъявленные документы, записывали данные в специальную книгу, а на документ ставили штемпель, означающий, что "к отъезду по железной дороге препятствий нет". С такой отметкой можно было идти в кассу за билетами.

Поведение на вокзале было строго регламентировано. Например, §56 "Положения о движении" гласил: "Время выхода пассажиров из пассажирских зал определяется особым на станции звонком", §57 предупреждал: "До звонка никто из пассажиров не может быть на галерее (перроне), откуда отправляется поезд". В кассе было незыблемое правило: "раздача билетов начинается за час и прекращается за 10 минут до отправления поезда, после чего никакие причины и ни от какого лица к получению билетов не приемлются". Подобные жесткие паспортные ограничения и прочая регламентация на железной дороге существовали до осени 1857 года, пока новый император Александр II их не отменил.

Московский вокзалМосковский вокзал в Петербурге неоднократно расширялся и перестраивался, однако фасад здания остался неизменным.

При подготовке материала были использованы следующие издания:

1. История железнодорожного транспорта России. Т. I: 1836-1917 гг. - СПб, 1994.

2. Железнодорожный транспорт: Энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 1994.- 559 с.: ил.

3. Московская железная дорога. Через годы, через расстояния./Под ред. И. Л. Паристого. - М.: "Железнодорожный транспорт", 1997 г.

4. Вокзалы России. Детская энциклопедия, N 11. - 2001.

screenRenderTime=1