История вокзалов и станций

25.05.1896

Курский вокзал, г. Москва

Покровская заставаКурский вокзал – путешественник. Вначале его построили у Большого Никольского переулка (ныне Путейский тупик). Фотографии здания первого вокзала не cохранились, но, судя по документам, оно было небольшим деревянным. Место для него выбирал лично тогдашний министр путей сообщения П.П. Мельников, который много внимания уделял проблемам Курской железной дороги.

Это был единственный из московских вокзалов, который расположился за городской чертой – так называемым Камер-Коллежским валом. Этот вал с середины XVIII века был признан официальной городской чертой, отделявшей Москву от уезда. Место для вокзала было выбрано не случайно: во-первых, земли здесь стоили дешевле, во-вторых, уездное земство меньше, чем город, облагало земли и предприятия налогами, в-третьих, оно меньше обременяло заводчиков, предпринимателей обязательными постановлениями по части санитарии и охраны труда.

Положение Нижегородского вокзала уже с самого начала было нестабильным - вокзал долгие годы в документах именовался временным. Его учредители пытались добиться от властей места ближе к центру города, поэтому много средств на постройку не выделяли. Вместе с тем, с началом движения уже в 1865 году появилась необходимость расширения этого скромненького вокзала – пришлось его увеличивать двумя пристройками.

Дорога до Серпухова открылась в ноябре 1866 года, а потом потянулась дальше – к Туле, Орлу, Курску. Практически около 30 лет продолжалась переписка о судьбе этого вокзала, рассматривались варианты его более удобного расположения. В частности, был вариант по Садовой, у Гороховой улицы, затем предполагалось за счет расширения сделать единым Николаевский вокзал с Нижегородским, имея в виду проложить ветку от Николаевской дороги, через пути Ярославской до станции Кусково и далее уже прямо на Нижний Новгород. У частного хозяина - Главного Общества Российских железных дорог - средств недоставало, и Государственный совет предложил МПС России отложить нужды Нижегородской “до времени”.

Окончательно же проблема с Нижегородской станцией была решена следующим образом: после выкупа этой и ряда других дорог царским правительством в казну прежний Нижегородский вокзал решено было объединить с Курским, новым вокзалом, что уже строился на Садовом кольце.

1 января 1894 года была создана "Московско-Курская, Нижегородская и Муромская железная дорога". Она-то и взяла на себя все заботы этих направлений.

Курско-Нижегородский вокзал 1896 годаВ 1896 году было готово новое здание Курско-Нижегородского вокзала – изящное, с белыми колоннами, построенное архитектором Н.И. Орловым на нынешней вокзальной площади. В газетах тех дней было помещено объявление, что Нижегородский вокзал у Покровской заставы с 14 июня 1896 года закрывается для приема и отправления пассажиров, и с этого времени все московско-нижегородские поезда будут отходить от нового вокзала. Для удобств пассажиров, живущих близ товарной станции Москва-Курская (в Рогожской части), была устроена платформа, у которой все “пассажирские поезда, за исключением скорых, будут иметь остановку”. Со своей стороны Городская управа замостила улицы и переулки, ведущие к вновь устроенной платформе.

Функции прежней станции Москва-Нижегородская у Покровской заставы, естественно, изменились: она стала отправлять только грузовые и воинские поезда. Особенно выросли перевозки в дни войны в 1914-1917 годах. Сотни вагонов шли на расположенные неподалеку от станции центральный склад Красного Креста, склады Товарищества Московского металлургического завода, заводов Нобеля, Подобедова и другие.

После “переезда” Нижегородского вокзала в новый Курский прежнее здание не сломали и еще долго использовали под различные станционные надобности. Сейчас на месте вокзала, деповских путей и зданий располагаются жилые кварталы, и ничто больше не напоминает о жизни старейшей московской станции.

Курский вокзал был реконструирован в 1938 году. Для этого в марте 1932 года был проведен конкурс: сначала – международный, а потом – открытый всесоюзный. В состав жюри конкурса входили: Г.М. Людвиг, Г.Б. Бархин, М.Я. Гинзбург, Л.В. Руднев и другие. Среди авторов конкурсных проектов было много молодых архитекторов.

Курский вокзалВ 1972 году возведено новое здание вокзала при сохранении старых помещений с колоннадой и богатой лепкой внутри (главный архитектор Волошинов). Старый Курский вокзал стал небольшой внутренней частью нового, сохранив архитектурный декор в одном из центральных залов. Здание стеклянными витражами обращено на привокзальную площадь и накрыто оригинальной складчатой кровлей, образующей 9-метровый козырёк. В помещении Курского вокзала могут одновременно разместиться 11 тысяч человек. В центре зала находятся эскалаторы, доставляющие пассажиров в подземный зал с камерами хранения. К нему примыкают вестибюли станций метро Курская и Чкаловская.

Курский вокзал – крупнейший в Москве. Поезда дальнего следования уходят на Украину (в том числе в Крым), на Кавказ, в Нижний Новгород. Электропоезда, оправляющиеся с Курского вокзала, связывают Москву с городами: Щербинка, Подольск, Климовск, Чехов, Серпухов, Ясногорск, Тула, Реутов, Балашиха, Железнодорожный, Электроугли, Электросталь, Ногинск, Павловский Посад, Электрогорск, Дрезна, Орехово-Зуево, Покров, Петушки, Костерево, Лакинск, Собинка, Владимир.

При подготовке материала были использованы следующие издания:

1. Ермаков К.А. История строительства Московско-Курской железной дороги. Л., 1971.

2. История Москвы. Т.4, М., 1952-1959.

3. Латур А. Москва 1890-1991 гг. М., 1997.

4. Проблемы истории архитектуры. М., 1975, №2

5. Сытин П.В. Из истории московских улиц. М., 1999.

screenRenderTime=1