Организация перевозок в условиях войны

   

С началом Великой Отечественной войны деятельность железных дорог стала регламентироваться постановлениями Государственного комитета обороны (ГКО), ЦК ВКП (б), советского правительства, Ставки Верховного главнокомандования, НКПС.

Задачи, стоявшие перед железными дорогами в военное время:

  • увеличение пропускной способности магистралей,
  • введение военного графика перевозок,
  • обеспечение оперативных людских, снабженческих, медицинских и эвакуационных перевозок,
  • строительство новых дорог из тыла к фронту, а также рокад.

23 июня 1941 г. на 44 железных дорогах был введен воинский график движения поездов, который предусматривал сокращение до минимума пассажирского сообщения, унификацию весовых норм воинских эшелонов и транспортов и т.д. Были приняты меры по усилению охраны объектов, сохранению в тайне перевозочных документов и других сведений.

Четыре раза в сутки дороги сообщали в НКПС о продвижении воинских эшелонов. Следование особо важных эшелонов контролировалось ежечасно.

Выполнение воинского графика, своевременный подвоз к фронту всего необходимого стало самым главным делом всех тружеников стальных магистралей, работавших и на прифронтовых линиях, и в глубоком тылу.

С самого начала войны руководство НКПС и железных дорог применяли эффективные методы регулирования движением поездов:

  • широко практиковался пропуск поездов в обход загруженных участков и направлений,
  • для увеличения пропускной способности вводилось одностороннее движение,
  • применение пакетного графика движения помогало подводить большое количество порожних вагонов к пунктам погрузки и быстро забирать подвижной состав с мест массовой выгрузки,
  • устанавливалась очередность доставки решающих грузов по различным направлениям,
  • организовывалось скоростное формирование и вождение поездов,
  • безотцепочный ремонт подвижного состава.

Кроме того, всячески поддерживалась инициатива машинистов, водивших тяжеловесные поезда, совершавших рейсы без пополнения топлива и воды.

На участках, где скапливалось особенно много поездов, практиковалось сдваивание составов. В некоторые дни на ряде направлений спаренными отправлялись 40-50 % всех поездов. Применялась и "живая" блокировка: вдоль линии в километре друг от друга расставлялась цепочка сигнальщиков. Как только освобождался впереди лежащий участок, машинисту сразу же подавался сигнал: "Можно следовать дальше". Это позволило отправлять поезда "караванами" с интервалами в несколько минут. Использовались и другие методы оперативного управления перевозками.

Транссибирская магистраль стала главной железной дорогой страны.

История не знала еще примеров бесперебойных перевозок в столь тяжелейших условиях и в таких объемах.

В разделе использованы материалы из книги "Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945"/Под ред. министра путей сообщения Н.С. Конарева. - М.: Транспорт, 1985.-575 с.

screenRenderTime=0