Эвакуационные перевозки

   

эвакуация завода Начавшаяся Великая Отечественная война изменила характер работы железных дорог. Практически полностью были прекращены пассажирские перевозки. Из западной части страны, оккупированной немецкими войсками, промышленность эвакуировалась вглубь, на Урал и в Сибирь.

Трудность осуществления этой задачи была связана, прежде всего, с невиданными в истории масштабами перебазирования, краткостью сроков, а также с чрезвычайно тяжелыми условиями, в которых проходила эвакуация.

Уже через несколько дней после гитлеровской агрессии из угрожаемых районов страны на восток двинулся поток эвакуационных грузов, размеры которого стали быстро возрастать. В июле 1941 г. на прифронтовых магистралях эвакуационные поезда шли один за другим иногда на расстоянии нескольких сотен метров.

Правительством был создан Совет по эвакуации, который требовал в случае вынужденного отхода частей Красной Армии эвакуировать материальные ценности, а при невозможности вывоза подвергнуть их уничтожению; уполномоченные Совета контролировали демонтаж предприятий, отгрузку и приемку оборудования на важнейших станциях и узлах, работая в контакте с комитетами по эвакуации запасов продовольствия и по разгрузке транзитных грузов.

При составлении эвакуационных планов первоочередное внимание уделялось перевозке предприятий, выпускавших оборонную продукцию. Только за два первых месяца 1941 г. передислоцировали около 350 крупных оборонных заводов.

Особое преимущество в отправлении перед всеми другими эшелонами (кроме воинских и оперативных) предоставлялось также составам с вывозимым населением. Для эвакуационных пассажирских эшелонов была установлена среднесуточная скорость до 500-600 км. В качестве подвижного состава в основном использовались крытые вагоны, оборудованные нарами и печками для обогрева людей.

Эвакуация промышленных предприятий и возобновление их деятельности на новых местах на первом этапе войны имели большое оборонное значение. Только с июля по ноябрь 1941 г. в восточные районы перебазировались 1532 крупных предприятия.

Одновременно вывозились сельскохозяйственная техника, зерно, скот, а также транспортное оборудование железных дорог.

Большую помощь в эвакуации оказывали дорогам железнодорожные войска и органы военных сообщений. Так, Особый корпус железнодорожных войск обеспечил переброску в тыл 25 400 вагонов, 692 паровозов и большого количества рельсов. Много внимания было уделено эвакуации учебных и научных учреждений в тыловые районы.

Возросший поток эвакопоездов заставлял искать нестандартные решения; например, применялось одностороннее движение: по обоим главным путям в определенный промежуток времени поезда следовали только в одну сторону.

На крупных железнодорожных станциях Сибири создавались специальные базы для разгрузки и хранения оборудования, эвакуированного из прифронтовой полосы.

Восстановление эвакуированных в Сибирь предприятий создавало дополнительные предпосылки для быстрого роста военного производства, что привело к резкому увеличению объемов капитального строительства. Промышленность Сибири наращивала мощности и увеличивала выпуск продукции для фронта. Поэтому уже в первый период войны намного возросла грузонапряженность железных дорог Транссибирской магистрали.

В разделе использованы материалы из книги "История железнодорожного транспорта России и Советского Союза".Т.2:1917-1945 гг. - СПб., 1997. - 416 с.

screenRenderTime=1