Поставка грузов на фронт

   

воинский эшелон
с танкамиНаряду с проведением работы по эвакуации, железнодорожники Транссибирской железнодорожной магистрали обеспечивали бесперебойную доставку на фронт войск, техники, горючего, вооружения, боеприпасов, продовольствия и других воинских грузов, не прекращая при этом снабжения тыловых районов.

Летом и осенью 1941 г. на Омской, Томской и Красноярской дорогах среднесуточная скорость движения воинских эшелонов составляла от 700 до 900 км при задании около 700 км (скорость курьерского поезда). Коллектив Восточно-Сибирской дороги в сентябре-декабре 1941 г. поднял среднесуточную скорость продвижения воинских поездов с 882 до 934 км, отдельные поезда ходили даже со скоростью 1100-1200 км в сутки.

В военный период железнодорожный транспорт выполнял свыше 70% общего объема перевозок, тем не менее, важное значение имела кооперация различных видов транспорта, особенного железнодорожного и морского.

доставка грузов
на фронтВажным направлением работы железных дорог Транссиба явилась поставка грузов, полученных по системе ленд-лиза из США и Канады и перевезенных морским транспортом во Владивосток, а далее – на Запад. Официально Конгресс США распространил закон о ленд-лизе на СССР 7 ноября 1941 г., а 11 июня 1942 г. во время визита В.М. Молотова в Вашингтон было заключено Соглашение о принципах, применимых при взаимной помощи в ведении войны против агрессора. Во Владивостоке американский груз стал поступать в августе 1941 г. на основании официально продленного сроком на один год советско-американского торгового соглашения 1937 г. До октября 1941 г. за полученный груз СССР платил золотом, платиной, мехами, некоторыми видами руды и т.д.

В нижнеамурских портах шла перегрузка импорта на речные суда и доставка их в г. Хабаровск, далее – по железной дороге на Запад. Для приема грузов в порту Петропавловска-Камчатского были построены 6 новых  причалов. Реконструкции подвергся и порт Владивостока. К концу войны он имел 24 хорошо оборудованных причала, что позволяло одновременно ставить под разгрузку 21 крупное судно. Основным портом, где сосредоточивался перевозимый через Дальний Восток в годы войны импорт из США, оставался Владивосток, так как он, единственный, вплоть до июля 1945 г. имел выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль. Значительное количество грузов, прибывавших по Владивосток, зачастую не успевало отгружаться из-за катастрофической нехватки подвижного состава.

Номенклатура грузов ленд-лиза, пришедших через Тихий океан, включала горное оборудование, станки, автомобили, самолеты, горючее, продовольствие и др.

Паровозные колонны, сформированные на магистралях Транссиба, обеспечивали перевозки на Северо-Печерской магистрали, подвоз грузов для обеспечения Сталинградской стратегической наступательной операции, битвы на Курской дуге и других этапах войны.

В разделе использованы материалы из статьи Ю.Н. Ципкина, И.П. Тесельской "Роль железных дорог Дальнего Востока в достижении победы". - Россия и АТР:2010.№2.

screenRenderTime=2