Переброска войск

   

Эшелоны с войсками
и боевой техникойСамым важным направлением деятельности железных дорог стала организация оперативных перевозок маршевых пополнений. Их скрытность и исключительная срочность диктовались обстановкой на фронтах.

Первый воинский эшелон с войсками из состава Дальневосточного фронта ушел на Запад 29 июня 1941 г. С 22 июня по 5 декабря 1941 г. на запад из состава Забайкальского и Дальневосточного фронтов в срочном порядке были переброшены 12 стрелковых, 5 танковых и одна моторизованная дивизии. Их средняя укомплектованность достигала почти 92% штатной численности: около 123 тыс. солдат и офицеров, почти 2200 орудий и минометов, более 2200 легких танков, 12 тыс. автомашин и 1,5 тыс. тракторов и тягачей.

В японском генеральном штабе была известно об ограниченной пропускной способности Транссиба. В Маньчжурии в непосредственной близости к советской границе концентрировалась миллионная Квантунская армия. Кремль был вынужден держать на Дальнем Востоке большую группировку войск, столь необходимых на западных фронтах. Когда из донесений советской разведки стало ясно, что Япония нападет на СССР только после падения Москвы, было принято решение срочно перебросить войска из состава Дальневосточного фронта для спасения столицы.

10 октября 1941 г. первый секретарь Хабаровского крайкома ВКП (б) Г.А. Борков отправил И.В. Сталину письмо с предложением использовать для обороны Москвы не менее 10 дивизий с Дальнего Востока. 12 октября в Кремле состоялась встреча И.В. Сталина с командующим ДВФ генералом И.Р. Апанасенко, главкомом Тихоокеанского флота (ТОФ) адмиралом И.С. Юмашевым и первым секретарем Приморского обкома  ВКП(б) Н.М. Пеговым. Речь шла о передислокации войск и артиллерии из региона под Москву. Их переброска началась под личным контролем Апанасенко. Десять дальневосточных дивизий вместе с тысячей танков и самолетов были переброшены по Транссибу под Москву.

С учетом ограниченной пропускной способности, технических возможностей и инструкций Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) переброска войск могла занять несколько месяцев. Учитывая тот факт, что на Восток шла эвакуация промышленного оборудования и гражданского населения с Запада. Но железнодорожники нарушили все возможные технические ограничения. Дальневосточные дивизии были переброшены на Запад в течение трех недель. Поезда шли при полной светомаскировке, без световых сигналов, со скоростью курьерских – по 800 км в сутки.

Оперативную деятельность железных дорог в годы войны признавали и наши противники. Так, известный германский танковый военачальник Гейнц Гудериан  вспоминал, что русские имели возможность перебросить свои войска, находившиеся на Дальнем Востоке. "Эти войска с невиданной до сих пор скоростью (эшелон за эшелоном) направлены на наш фронт".

Военные и гражданские железнодорожники региона оказали действенную помощь, отправив на фронт 46-ю Особого резерва железнодорожную колонну НКПС под руководством П.С. Стельмаченко. Она формировалась на ст. Хабаровск-II и насчитывала 35 паровозов, 45 теплушек и более 40 бригад по 30 чел. Колонна оперативно обеспечивала переброску войск и санитарных поездов на большие расстояния – от Запорожья до Кёнигсберга. На фронтовых дорогах коллектив потерял 22 человека погибшими (в т.ч. стахановец В. Вожейко), 118 человек получили ранения. Колонна закончила свою деятельность на дорогах Маньчжурии.

В разделе использованы материалы из статьи Ю.Н. Ципкина, И.П. Тесельской "Роль железных дорог Дальнего Востока в достижении победы". - Россия и АТР:2010.№2.

screenRenderTime=2