Локомотивные парки и паровозные депо

   

В связи с переориентацией локомотивостроительных и локомотиворемонтных заводов на военную продукцию, локомотивные депо начали самостоятельное изготовление запасных частей для паровозов и вагонов, осваивали заводской ремонт паровозов.

На станции Манзовка-2, на базе производственных цехов воинской части, были построены чугунно-меднолитейные цехи с установкой вагранок и медеплавительных печей конструкции Георгадзе. Они обеспечивали локомотивные депо Дальневосточной железной дороги тормозными колодкам, буксовыми вкладышами, барабанами для золотниковых втулок и колец, барабанами для поршневых колец, фасонным и простым чугунным литьем для изготовления отдельных деталей паровозов и всего механического оборудования депо и грузоподъемных кранов; из бронзы отливали буксовые и дышловые подшипники и втулки, вкладыши ползунов, сальниковые втулки паровой машины и другие всевозможные детали и черновые заготовки для ремонта паровозов и прочего механического оборудования депо.

В депо Уссурийск было налажено производство гвоздей ходовых размеров, которыми в значительной степени обеспечивалась потребность всех предприятий локомотивного хозяйства Приморья. Во всех строительных группах паровозных отделений сформировали лесозаготовительные бригады, а на стройдворах установили оборудовании для распиловки леса. За счет этого практически полностью покрывалась потребность в лесоматериалах всего локомотивного хозяйства. Все это, и многое другое, вместе взятое, давало возможность в сложных условиях военной поры решать проблему материально-технического обеспечения ремонта паровозов, механического оборудования, зданий и сооружений всех объектов паровозного хозяйства.

На дороге были организованы ремонт списанных паровозов, старого оборудования, инструмента, восстановление и изготовление запасных частей. В нелегких условиях производственные нормы перевыполнялись в два-три раза.

В депо Красноярск, Иланская был организован выпуск боевого оружия для фронта. В Красноярске изготавливали огнеметы, снаряды и мины. В депо Иланская за годы войны было изготовлено более трехсот минометов и три тысячи мин.

В 1944 г. на станции Московка Омской железной дороги построено паровозное депо на 3 стойла с мастерскими. Это было связано с тем, что депо Омск не справлялось с ремонтом паровозов в условиях большого приписного парка из 150 поездных и 100 маневровых локомотивов.

Данные о наличии паровозов и паровозных депо на железных дорогах Транссиба на 1 января 1940 г.

Пока-
затель
Южно
-Уральская
Омская Томская Красно-
ярская
Восточно-Сибирская им.Молотова В.М. Амурская Дальне-
восточная
При-
морская
Грузовые перевозки
ФД 321 - 237 90 60 - - - -
СО 2 254 48 - 64 64 147 85 66

Эу, Эр

50 150 106 19 27 - - 3 1
Эм 149 85 138 209 180 - 55 219 185
Э проч. 37 31 3 - 2 - - - -
Е - - - - 87 393 189 - -
Щ 14 - - - - - - - -
О 116 112 105 46 124 139 165 111 110
Q (фита) - - 1 25 1 - - - -
Ы 29 - 115 13 - - - - -
Ц - - - - - - - 3 42
Т Русск. - - - - - - 1 - -
Итого 718 632 753 402 545 596 557 421 404
Пассажирские паровозы
Су, Сут 55 85 74 31 72 49 62 37 28
С 9 10 23 - - - - - -
К - 18 - 11 6 5 43 21 35
I - - - 5 - - - - -
Ж - - - - 3 13 1 - 5
А - 4 1 - - - - - -
Итого 64 117 98 47 81 67 106 58 68
Депо
всего 16 23 25 11 10 13 14 7 8
в том числе
основных 8 13 12 6 6 8 8 5 5
оборотных 8 10 13 5 4 5 6 2 2
пункты оборота 7 - 1 - - 1 - - 5

В разделе использованы материалы из книги В.Н. Тарасовой, В.С. Наговицына "Транссибирская и Байкал-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России" - Москва, из-во Центра "Транспорт", 2005. –348 с.

screenRenderTime=1