Патриотические движения

   

Вступление железнодорожников в ряды защитников Родины

Из-за мобилизации железнодорожников количество рабочих и служащих на Дальневосточной железной дороге в период с 1 января 1941 г. по 1 января 1943 г. сократилось на 12,5%, на Амурской железной дороге – на 14,5%.

C уходом на фронт мужчин их место заняли женщины: в Бикинском депо работала Н.П. Сабинина-Вечурко, депо Первая Речка (Владивосток) – Ф. Островская, в депо Хабаровск-II – И. Растольная и др. На 1 октября 1941 г. на АмЖД работало 3884 женщины (12,3%), из них основная часть – на низовых должностях (579 чел. – путевые рабочие, 40 чел. – члены паровозных бригад). На ДВЖД в 1941 г. приняли 1924 женщины, в 1942 – 3618. В начале весны 1945 г. на Амурской магистрали насчитывалось уже свыше 13 тыс. женщин, что составляло 59% работающих.

Помимо женщин трудились и подростки, часть из них – выпускники училищ. В 1942 г. и в январе 1943 г. на вагоноремонтных пунктах Приморской железной дороги (Ружино, Ворошилов-Усурийский, Первая Речка, Сучан) при плановой необходимости 684 чел. трудилось 567, из них 70% – молодые рабочие из школ фабрично-заводского обучения (ФЗО).

Проведение массовых воскресников

Всесоюзный воскресник
на жд транспорте, август 1941 г.В первые месяцы войны железнодорожники приняли самое широкое участие в патриотическом движении за создание фонда обороны и в проведении массовых воскресников. Так, например, в воскреснике в Омской области участвовали 43 тыс. железнодорожников, было заработано и передано в фонд обороны 373 тыс. рублей. На Томской дороге (ныне Западно-Сибирская железная дорога) вышли на работу 23 тыс. железнодорожников и членов их семей. Участники Всесоюзного воскресника отремонтировали 375 км железнодорожных путей, собрали 10 260 тонн черных и 4210 кг цветных металлов. Общий вклад в фонд обороны железнодорожников Томской дороги составил свыше 250 тыс. рублей.

В январе 1943 г. заработанные на воскресниках 134 тыс. рублей направили на строительство эскадрильи боевых самолетов "Дальневосточный железнодорожник". Коллектив ст. Хабаровск-II собрал и внес на строительство колонны танков "Хабаровский паровозник" 250 тыс. рублей, за что получил благодарственную телеграмму Верховного Главнокомандующего. Кроме того, трудящиеся Хабаровского и Приморского краев отправили на фронт более 400 вагонов подарков бойцам Действующей армии.

Личный вклад

От железнодорожников Транссибирской магистрали поступило в фонд обороны и много личных средств.

Только в течение первых двух месяцев войны железнодорожники Забайкальской дороги внесли на укрепление оборонной мощи страны 1 179 312 рублей, а к моменту прекращения сбора средств от них поступило в фонд обороны более 10 млн рублей.

Работники Восточно-Сибирской железной дороги собрали на вооружение 6 409 тыс. рублей. На эти средства была построена мощная танковая колонна "Иркутский железнодорожник".

Красноярские железнодорожники перечислили на строительство танковой колонны 3 214 779 рублей и более 1 млн рублей облигации государственных займов. Обе колонны поступили на вооружение 1-й гвардейской танковой армии, которой командовал генерал М.Е. Катуков. Стахановцы кондукторского резерва Красноярской дороги отчислили в фонд обороны премию за безаварийную работу в сумме 43 851 рубль. За ноябрь – декабрь 1941 г. в фонд обороны по Красноярской дороге поступило 6 млн рублей.

Железнодорожники Транссибирской магистрали, как и все труженики тыла, начали в сентябре 1941 г. сбор теплой одежды и праздничных подарков для воинов, своими силами строили поезда-бани для фронтовиков, организовали на предприятиях железнодорожного транспорта в помощь фронту производство минометов, снарядов, мин, бомб.

По своей инициативе железнодорожники пересматривали прежние обязательства и принимали новые, повышенные.

Депо Омска перевыполнило план третьего квартала 1941 г. по цеху подъемочного ремонта на 135,7%, по цеху теплой промывки – на 139,5%, по цеху эксплуатации паровозов – на 143%. В результате выполнения плана всеми цехами Омское депо добилось экономии в размере 555 280 рублей, в том числе по топливу – 160 240 рублей. Еще 140 рабочих стали работать по-стахановски. В коллективе депо в тот период не было ни одного рабочего, не выполнявшего норму выработки.

С ноября по декабрь 1941 г. суточный пробег вагонов на Забайкальской железной дороге увеличился с 320 до 360,4 км, а их простой сократился на 3,1%. В июне – ноябре 1941 г. 264 паровозные бригады дороги работали по-лунински. Не привлекая к работам ремонтников, они подготовили к зиме весь паровозный парк.

Двухсотники

С начала войны приняло широкий характер движение "двухсотников", т.е. рабочих, выполнявших по две нормы в день. Девиз движения: "Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт" – активно поддержали железнодорожники Транссибирской магистрали. Электросварщик станции Ачинск I В. Кужелев взял обязательство заменить шесть человек, ушедших на фронт, и довел производительность труда до 600-650%.

Только на Омской железной дороге на 1 декабря 1941 г. работало более 5 тыс. "двухсотников" и "трехсотников". Предоктябрьское соревнование, совпавшее с великим сражением под Москвой, стимулировало рост участников движения. В начале 1942 г. на железных дорогах Сибири работало 15,6 тыс. "двухсотников".

Старший машинист Вяземского депо Дальневосточной железной дороги орденоносец К.П. Ильин и его напарник А.К. Гречишенко, организовав образцовый уход за своим паровозом, в 1942 г. сделали на нем пробег между подъемочными ремонтами 97 тыс. км вместо 45 тыс. км по норме. Бригада сэкономила 26 761 рубль государственных средств.

Дальневосточные железнодорожники перевыполняли задания, участвовали в скоростных формах работы, экономили время ради высокой производительности труда. Слесарь пункта технического осмотра ст. Хабаровск-2 Белов 23 июня 1941 г. выполнил сменное задание на 900%. Работник Облучинского паровозного депо Таран - на 630%, электросварщик Смородинов выдал более пяти норм.

По почину новосибирского машиниста Николая Лунина дальневосточники своими силами проводили текущий ремонт паровозов, экономили топливо, смазку и ремонтные материалы, удлиняли межремонтные пробеги паровоза, водили тяжеловесные поезда.

В самом начале войны в Хабаровское паровозное депо пришел семидесятилетний старик, пенсионер, инвалид Привалов. Будучи слесарем пятого разряда, он организовал в депо производство запасных деталей для паровозов и уже в первые месяцы войны помог наладить выпуск около 300 наименований их, примерно на 200 тыс. рублей.

ремонт мостаВ 1942 г. по почину дежурных ст. Смоляниново Савинкова и Журавлева Сучанское отделение перешло на трехсменный график работы. На отделении было скомплектовано три смены (комплексные бригады), в которые вошли работники служб движения, паровозной, вагонной, пути и связи. Были сэкономлены средства и время.

В паровозном депо Ружино были созданы 33 фронтовых бригады, охватившие 535 человек. Создавались фронтовые бригады и в Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта. Инициатором в этом выступила партгруппа механического факультета (партгрупоргом был студент Иван Лисин).

Ударным был труд приморских железнодорожников. 16 декабря 1944 г. Совинформбюро сообщило, что машинисты ст. Ворошилов Уссурийского депо в октябре провели 67 тяжеловесных составов, а за десять дней декабря - 48. При этом было сэкономлено значительное количество угля.

В мае 1942 г. Государственный Комитет Обороны принял решение прекратить призыв железнодорожников в Красную Армию и откомандировать из армии на транспорт наиболее опытных специалистов. Столь велика была потребность в железнодорожных кадрах непосредственно на производстве.

В разделе использованы материалы из книг:"Железнодорожники в Великой Отечественной войне 1941-1945"/Под ред. министра путей сообщения Н.С. Конарева. - М.: Транспорт, 1985.-575 с., "Война и железнодорожный транспорт 1941-1945".-М.:Наука, 1988.-368 с., Транссибирская магистраль: (ее прошлое и настоящее). Истор.очерк.-М.:Мысль.1980.-287с.

screenRenderTime=2