Рационализация деятельности

   

Бригада железнодорожников
на строительстве бронепоездаС первых дней войны на паровозах стал широко использоваться местный (бурый) уголь. В использовании местных углей Красноярская железная дорога выделялась особенно. В первый год войны все маневровые паровозы Иланского депо стали работать на буром угле в смеси с опилками и изгарью. Многие машинисты, таким образом, добивались значительной экономии. Например, машинист П. Сибирко ежемесячно экономил около 30 тонн угля. По всей же дороге экономилось более 7000 тонн в год углей лучших марок.

Cтарший машинист депо Красноярск С.Г. Забелин вместе с напарником сделали ряд усовершенствований на прикрепленном за ним паровозе Су213-79. Они уложили огнеупорный кирпич в топке по полустенкам и подрешеточной части до высоты второго ряда связей. Этим самым исключили перегрев стенок, их прогорание, пучины, обрыв и течь связей. За восемь лет эксплуатации паровоза толщина стенок не уменьшилась ни на миллиметр, никаких повреждений стенки топки не получили. Машинист Забелин большое внимание уделял содержанию котла в отличном состоянии, грамотно использовал антинакипин, вовремя и регулярно осуществлял продувку котла, удаляя шлам и накипь, тем самым исключая завалы. Благодаря всем этим мерам улучшилось парообразование, экономился уголь, увеличивался межпромывочный пробег до 10 000 км вместо 4000.

Чтобы сэкономить смазочные материалы, инженер паровозной службы Красноярской железной дороги Диденко предложил пользоваться мазутной эмульсией. Мазутная эмульсия стала широко применяться для смазки паровозных и тендерных букс. Всего за годы войны было сэкономлено 1295 тонн мазута.

В военное время продолжалась работа по реконструкции и укреплению отдельных отраслей транспортного хозяйства.

На Приморской железной дороге в 1942 г. были пущены в эксплуатацию 2 электростанции, 10 трансформаторных подстанций, 2 водокачки, отопительная котельная. Там же за 14 месяцев войны было внесено 700 рацпредложений, из которых более 300 внедрили, что дало 860 тыс. рублей экономии.

На Дальневосточной железной дороге экономический эффект от внедренных рацпредложений в 1942 г. составил более 1 млн рублей, т.е. почти вдвое больше, чем в 1941 г. Первенство в этом деле держали труженики паровозного хозяйства, давшие за счет рационализации и изобретательства более 50% годовой экономии дороги. Н. Коленченко, работавший в годы войны в Хабаровском локомотивном депо, а затем был старшим инженером по планированию, отмечал, что уже тогда они впервые стали переходить на хозяйственный расчет. Разработали специальные условия, и лучшие бригады включились за экономию топлива, материалов. 40% от сбереженных средств получал коллектив бригады. Первыми проявили инициативу экипажи машинистов М.С. Бартюка, Т.К. Редькина, Д.Д. Радочкина. Вскоре десятки паровозных бригад и цехов были переведены на хозяйственный расчет. Люди учились беречь материал, инструмент, запасные части.

В связи с обострением обстановки на дальневосточных границах работники дороги во внеурочное время строили на предприятиях, в жилых поселках укрытия полевого типа и водоемы, подготавливали средства светомаскировки и пожаротушения, сооружали противотанковые рвы и другие оборонительные сооружения.

В условиях войны железнодорожники Сибири и Дальнего Востока проводили колоссальную работу по экономии материальных ресурсов и обеспечению бесперебойной работы железных дорог своими силами. Так, Тайгинское, Рубцовское, Инское и Новосибирское депо Томской дороги (ныне Западно-Сибирская железная дорога) отказались от централизованного снабжения запасными частями и стали изготовлять детали для ремонта из своих материалов, экономя ежемесячно сотни тысяч рублей.

Путейцы дороги за счет восстановления старых рельсов и скреплений сэкономили более 15 тыс. тонн металла. По инициативе машинистов Инского депо П. Шолкина и П. Гулюка паровозные бригады своими силами за счет внутренних ресурсов отеплили 329 паровозов, изготовили инструменты и запчасти на зиму, что позволило сэкономить 165 тыс. рублей. Лучшие паровозные бригады Забайкальской железной дороги за четыре месяца войны сэкономили на промывочном ремонте, топливе и смазке свыше 1 млн рублей.

В разделе использованы материалы из книги В.Н. Тарасовой, В.С. Наговицына "Транссибирская и Байкал-Амурская магистрали – мост между прошлым и будущим России" - Москва, из-во Центра "Транспорт", 2005. –348 с.

screenRenderTime=1