Из истории создания технических библиотек

В дореволюционной России не существовало организованной сети технических библиотек. Были лишь немногочисленные библиотеки при отдельных управлениях железных дорог, преимущественно общеобразовательного характера.

Создание сети технических библиотек на железнодорожном транспорте после исторических событий, произошедших в России в 1917 г., диктовалось крайней необходимостью оказания железным дорогам помощи в подготовке кадров. 3 ноября 1920 г. был издан декрет Совнаркома "О централизации библиотечного дела в РСФСР". Он определил основы создания планомерной системы технических библиотек.

28 апреля 1921 г. был принят документ, во многом предопределивший путь развития библиотечного дела на железнодорожном транспорте - Приказ Народного Комиссариата Путей Сообщения "Об организации библиотечного дела на Путях Сообщения" № 3314, которым было введено в действие "Положение об организации сети технических библиотек на Путях Сообщения".

Период предвоенных пятилеток в строительстве библиотечного дела связан с изменениями в жизни железных дорог – внедрение более совершенных и мощных, созданных на отечественных заводах, паровозов, первых образцов тепловозов, началом электрификации железных дорог, внедрение автоблокировки, укрепление путевого хозяйства, строительство новых железных дорог. В связи с этим в 1933 г. Народным комиссариатом путей сообщения был издан приказ, который содержал конкретные задачи по работе технических библиотек в области пропаганды технической литературы и усиления помощи железнодорожникам в овладении новой техникой.

Важное место в развитии Дорожных библиотек заняла созванная в 1934 г. Первая Всесоюзная конференция библиотечных работников железнодорожного транспорта, на которой обсуждались основные направления работы библиотек по воспитанию железнодорожников и оказанию помощи предприятиям в решении хозяйственных и экономических задач, и особое внимание уделялось вопросам правильного распределения сети библиотек, усиления связи их с производством, улучшения комплектования фондов.

Придавая важное значение работе технических библиотек, МПС в 1942 г. издало приказ № 1297Ц "О Центральной научно-технической библиотеке НКПС и технических библиотеках на железнодорожном транспорте". Этим приказом определялась система методического руководства сетью технических библиотек и основные направления деятельности на период военного времени, в частности, по усилению пропаганды литературы. Библиотекари помогали молодым рабочим, подросткам, женщинам, пришедшим на смену отцам и дедам, ушедшим на фронт, осваивать азы железнодорожных профессий, железнодорожную технику. Работники библиотек выходили на рабочие места для проведения громких читок по литературным произведениям, материалам газет, знакомили со сводками Информбюро.

Новые качественные изменения в работе технических библиотек произошли в 60-е гг., когда технические библиотеки были включены в общегосударственную систему научно-технической информации как важная ее составная часть. Перед библиотеками была поставлена задача обеспечения специалистов оперативной информацией о новых достижениях отечественной и зарубежной науки и техники. Библиотеки совместно с органами информации разрабатывали новые формы библиотечно-информационного обслуживания. Одной из таких форм, вошедших в практику на железнодорожном транспорте, является организация групп технических информаторов в управлениях дорог, на отделениях, предприятиях. Вместе с техинформаторами библиотеки и органы НТИ вели систематическое информирование инженерно-технических работников о новинках по интересующей их тематике. В те гг. также появились такие формы работы, как Дни информации, Дни специалиста, "кольцевые почты".

В 90-е гг. началась новая эра работы научно-технических библиотек – электронно-информационная. В библиотеки пришли компьютеры и поменяли всю технологию работы библиотек. На базе профессиональной автоматизированной системы ИРБИС начал создаваться электронный каталог. Удаленным пользователям стали доступны ресурсы единой централизованной системы и линейных технических библиотек. А электронный каталог открыл мир книг и журналов для всех работников дорог, имеющих доступ в корпоративную сеть передачи данных.

Библиотечная сеть отрасли в годы советской власти насчитывала 672 технические библиотеки железных дорог, 58 библиотек заводов, 77 библиотек дорожных технических школ.

28 апреля 2011 г. исполнилось 90 лет со дня объединения технических библиотек отрасли в единую централизованную систему, которую возглавила Центральная библиотека Наркомата путей сообщения (ныне Центр научно-технической информации и библиотек ОАО "РЖД").

screenRenderTime=1