От первой железной дороги до высокоскоростных магистралей

Паровоз

История железных дорог, XIX век

Тепловоз

История железных дорог, XX век

Поезд Сапсан

История железных дорог, XXI век

 

1902 1916 1917 1926 1929 1932 1936 1942 1943 1958 1974 1991 1995

1926 г. начало курсирования электропоездов

ЭлектропоездВ Советском Союзе первые электропоезда стали курсировать в 1926 г. на участке Баку – Сабунчи – Сураханы протяженностью 20 км с системой постоянного тока напряжением 1200 В.

В направлении возможной электрификации транспорта инженерная мысль начала работать еще на самом начальном этапе развития, как железных дорог, так и электротехники. Первая научная работа по внедрению электрической тяги на железных дорогах появилась в России в 1837 г. в год открытия первой железной дороги Петербург Царское Село. Это была публикация в "Вестнике Министерства путей сообщения".

1899 г. создание синдиката германских электротехнических фирм "Сименс-Гальске", "Унион", "АЭГ". В том же году был образован "Большой русский банковский синдикат 1899 года" для финансирования работ по электротехническому развитию. Важное место в планах как русских банков, так и германских электроконцернов в этот период занимали проекты электрификации российских железных дорог.

Первые проекты электрификации железных дорог были разработаны в самом начале XX века выдающимся инженером, академиком Генрихом Осиповичем Графтио. С 1907 г. он начал читать курс лекций "Электрические железные дороги" студентам Петербургского электротехнического института.

1912 г. – создание учредительного общества для строительства электрифицированного участка Транссибирской железнодорожной магистрали Москва Сергиев Посад.

1913 г. начало строительства линии, электрифицированной на постоянном токе 1200 В между Петербургом и Петергофом. Были сооружены 2 электростанции в Екатерингофе и Ораниенбауме. Однако работы были прекращены в связи с Первой мировой войной.

После Февральской революции Временное правительство пыталось привлечь зарубежный капитал к продолжению развития электрификации в России. Было получено согласие ряда иностранных компаний, в частности американских ("Вестингауз"), на продолжение работ по электрификации железных дорог.

К 1918 г. в России насчитывалось около 60 проектов пригородных и магистральных электрических железных дорог.

24 марта 1920 г. создание Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), в состав которой входил и Отдел по электрификации железных дорог. Разработанный комиссией план электрификации ставил задачу создать основной транспортный скелет из таких путей, которые "соединяли бы в себе дешевизну перевозок с чрезвычайной провозоспособностью".

План предусматривал электрификацию на постоянном токе, но в качестве перспективной была рекомендована также система переменного тока промышленной частоты. Дальновидность такого решения была вполне подтверждена последующим развитием электрической тяги как в СССР, так и в мире.

screenRenderTime=1