От первой железной дороги до высокоскоростных магистралей

1902 1916 1917 1926 1929 1932 1936 1942 1943 1958 1974 1991 1995

1942 г. построена Северо-Печорская железная дорога

Еще в предвоенное время было запланировано строительство Северо-Печорской железной дороги протяженностью 1600 км в направлении до Воркуты. В конце 1940 г. уже функционировала линия от Котласа до Кожвы. Окончательно сдать дорогу в эксплуатацию предполагалось в 1945 г.

Начавшаяся война потребовала ускорить темпы строительства магистралей в северном направлении и обеспечить стратегическую задачу выхода из угледобывающих районов Крайнего Севера. 28 декабря 1941 г. из Воркуты в Москву отправился первый "угольный маршрут".

Сооружение моста через Печору и строительство участка Коноша Котлас Кожва велось быстрыми темпами и завершилось на 3 года раньше срока.

В Великую Отечественную войну железнодорожный транспорт севера стал основной артерией, питающей войска Ленинградского, Волховского и Карельского фронтов. Железная дорога обеспечивала перевозки до блокадного Ленинграда и транспортировку грузов, доставляемых северными морскими конвоями, в глубь страны.

1942 г. построена Волжская рокада для снабжения Сталинградского фронта

Решение о строительстве Волжской рокады было принято 23 января 1942 г. Государственным Комитетом Обороны СССР. От станции Иловля до Саратова в сжатые сроки необходимо было возвести стратегически важную для Красной Армии железнодорожную линию протяженностью 340 км.

Строительство рокады велось небывалыми темпами. За сутки укладывалось около 8 км путей. Строительный материал (рельсы, шпалы) был перевезен из Сибири с железнодорожной линии БАМ Тында, где было демонтировано 180 км пути, построенного еще до войны. Рельсов хватило на возведение первых 140 км от Иловли до Петров Вала. Оставшиеся 200 км участка Петров Вал – Саратов собрали из путей, снятых в западных районах страны и вывезенных из-под носа наступающих фашистских армий.

7 августа, на 103-й день после начала работ, на участке Иловля – Петров Вал пошли первые грузовые поезда. 11 сентября 1942 г. открылось движение и на участке Петров Вал – Саратов.

Волжская рокада замкнула железнодорожное кольцо Поворино – Арчеда – Иловля – Петров Вал – Камышин – Балашов – Поворино. Это позволило применить кольцевое движение и увеличить пропускную способность участка почти в 40 раз. Рокада стала основной артерией, питавшей огромный Сталинградский фронт.

Возведенная в годы войны железнодорожная ветка и по сей день служит людям. Участок Саратов – Волгоград является частью магистрального направления Кузбасс – Азово-Черноморский узел, по которому десятки составов ежедневно перевозят тысячи тонн грузов, а пассажирские поезда везут всех желающих к Черному морю.

screenRenderTime=1