Ученые и изобретатели

Мельников П.П.

Мельников Павел Петрович (1804 – 1880) – инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями с 1862 года, министр путей сообщения с 1866 по 1869 годы, автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу "О железных дорогах", изданного в 1835 году. П.П. Мельников - знаковая фигура в истории российских железных дорог, человек, без которого трудно себе представить становление и развитие отрасли, выдающаяся личность России.

За время его управления Ведомством путей сообщения (которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 году) сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. П.П. Мельников является одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург – Москва. На строительстве магистрали сформировалась русская школа строительства железных дорог и мостов.

Вся жизнь этого выдающегося человека была посвящена созданию национальных железных дорог. Благодаря Павлу Петровичу Мельникову железные дороги стали одним из важнейших символов Российского государства, была создана великолепная отечественная школа железнодорожного строительства, а фундаментальные труды и подвижническая работа Мельникова позволили России раз и навсегда отказаться от услуг иностранных специалистов. Сегодня мы не задумываясь произносим слова "стрелка", "разъезд", "подъездные пути", а ведь всю нынешнюю терминологию придумал и обосновал в своих трудах Павел Петрович.

В 1862 году П.П. Мельникова назначают главным управляющим путей сообщения, а в 1869 году он подает в отставку и переезжает в Любань на постоянное место жительства. Здесь он начинает писать "Сведения о русских железных дорогах" в 4 частях. В Любани Павел Петрович занимается не только научной работой, но и благотворительной деятельностью. Именно благодаря Мельникову в 1867 году на станции Любань вблизи магистральной железной дороги, соединяющей Москву и северную столицу, был возведен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла. Автором проекта стал академик архитектуры К.А. Тон. Этот выбор был неслучаен: создатель Храма Христа Спасителя являлся также проектировщиком зданий пассажирских станций Петербургско-Московской железной дороги. Строительство храма велось на добровольные пожертвования, но значительную часть средств внес Павел Петрович Мельников. Имя первого министра железных дорог России осталось на памятной доске, которая была установлена в церкви, где есть имена всех значительных строителей магистрали – всего 79 человек. На средства П. П. Мельникова были построены школа для детей железнодорожных рабочих, богадельня для старух и приют для сирот.

В 1880 году Павел Петрович Мельников ушел из жизни. Первый министр путей сообщения России был похоронен под алтарем построенной им церкви, вблизи железнодорожной станции. У любанского железнодорожного вокзала в 1955 году установлен бронзовый памятник – бюст П.П. Мельникова работы скульптора Б.И. Епифанова.

В 2002 году на Комсомольской площади в Москве был заложен камень в основание памятника Петру Павловичу Мельникову. А 1 августа 2003 года состоялось торжественное открытие памятника первому министру путей сообщения России. В открытии памятника принимали участие железнодорожники со всех магистралей России. Памятник Павлу Мельникову работы скульптора Салавата Щербакова высотой более 4 метров отлит на заводе в подмосковном Жуковском на средства МПС России. С. Щербаков запечатлел Павла в парадном мундире при всех орденах.

screenRenderTime=1