Министры путей сообщения

Аксененко Н.Е.Аксененко Николай Емельянович, годы жизни: 1949 - 2005.

1997 - 21 мая 1999, 16 сентября 1999 - 23 января 2002 - министр путей сообщения Российской Федерации.

Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. В 1999 - 2000 гг. работал первым заместителем председателя правительства Российской Федерации.

В период его работы министром разработана и утверждена Правительством Российской Федерации программа структурной реформы на железнодорожном транспорте, направленная на сохранение единства железнодорожной сети и предусматривающая разделение функций государственного регулирования и хозяйственного управления в отрасли.

Андреев А.А.Андреев Андрей Андреевич

1931 - 1935 - народный комиссар путей сообщения СССР, заместитель председателя СНК СССР.

Государственный и партийный деятель. При нем был построен паровоз серии ФД, выпущен первый советский электровоз ВЛ19, создан НИИ железнодорожного транспорта, учрежден знак "Почетному железнодорожнику".

Бакулин А.В.Бакулин Алексей Венедиктович

1937 - 1938 - народный комиссар путей сообщения СССР.

Государственный и военный деятель, политработник. В бытность его наркомом путей сообщения было принято решение НКПС, ВЦСПС об организации соревнования.

Бетанкур А.А.Бетанкур Август Августович

1819 - 1822 - директор ведомства путей сообщения.

Инженер-механик, математик, основоположник теории машин и механизмов. С 1810 г. был директором Института Корпуса инженеров путей сообщения. Спроектировал ряд механизмов, построил одноковшовый экскаватор (1809), спроектировал перекрытия Московского манежа и здания Нижегородской ярмарки, построил в Туле оружейный завод, в Санкт-Петербурге - ряд мостов.

Бещев Б.П.Бещев Борис Павлович

1948 - 1977 - министр путей сообщения СССР.

Инженер путей сообщения, государственный деятель.

Бобринский А.П.Бобринский Алексей Павлович

1871 - 1874 - министр путей сообщения и публичных зданий.

Государственный и военный деятель, генерал-лейтенант. Был сторонником строительства железных дорог за счет казны.

Бобринский В.А.Бобринский Владимир Алексеевич

1869 - 1871 - министр путей сообщения и публичных зданий.

Государственный и военный деятель, генерал-лейтенант. При нем шло усиленное железнодорожное строительство по концессиям, в результате задолженность частных дорог казне возросла до огромных сумм.

Витте С.Ю.Витте Сергей Юльевич

15 февраля - 30 августа 1892 - министр путей сообщения.

Государственный деятель, граф, почетный член Петербургской Академии наук. В 1903 - 1906 гг. - председатель комитета (с 1905 г. - Совета) министров. Был сторонником строительства Транссибирской магистрали. Для спрямления пути к Владивостоку часть дороги проложил по Маньчжурии (территория Китая).

Герцог Вюртембергский Александр Фридрих

1822 - 1833 - главноуправляющий ведомства путей сообщения и публичных зданий.

Генерал от кавалерии, член Государственного Совета. Построил Троицкий мост в Санкт-Петербурге.

Гюббинет А.Я.Гиббенет (Гюббенет) Адольф Яковлевич

1889 - 1892 - министр путей сообщения.

Сенатор (1885), член Государственного Совета России. Ввел правительственный надзор за тарифами по проезду на частных железных дорогах.

Деволант Франц

1812 - 1818 - директор ведомства путей сообщения.

Инженер-генерал, член комитета министров, брабантский дворянин.

Дзержинский Ф.Э.Дзержинский Феликс Эдмундович

1921 - 1924 - народный комиссар путей сообщения.

Одновременно председатель Всероссийской Чрезвычайной Комиссии (ВЧК, с 1922 г. - ГПУ). В 1921 г. СНК было утверждено положение о Наркомате путей сообщения, создан Трансплан, введена платность перевозок, внедрялись основы хозрасчета. В 1922 г. введен в действие новый устав железных дорог. В НКПС переданы технические училища, восстановлен отдел здравоохранения.

Елизаров М.Т.Елизаров Марк Тимофеевич

28 октября 1917 - февраль 1918 - временный заместитель народного комиссара путей сообщения.

Фактически был первым народным комиссаром путей сообщения РСФСР. Главная заслуга - создание центрального аппарата НКПС. Окончил математический факультет Петербургского университета.

Емшанов А.И.Емшанов Александр Иванович

1920 - 1921 - народный комиссар путей сообщения РСФСР.

В 1918 - 1920 гг. был начальником Пермской железной дороги. Государственный и партийный деятель.

Зайцев А.А.Зайцев Анатолий Александрович

1996 - 1997 - министр путей сообщения Российской Федерации.

Инженер путей сообщения (электромеханик), доктор экономических наук, партийный и государственный деятель.

Каганович Л.М.Каганович Лазарь Моисеевич

1935 - 1937, 1938 - 1942, 1943 - 1947 - народный комиссар путей сообщения СССР.

Одновременно был секретарем ЦК ВКП(б), возглавлял ряд других наркоматов. В бытность его наркомом путей сообщения введены общесетевой график движения поездов, единое расписание и устав железных дорог СССР. Построены паровозы серий СО к и ИС, электровоз ВЛ22, стали применяться путеукладочные краны системы В.И. Платова. Установлено ежегодное празднование Всесоюзного дня железнодорожника.

Клейнмихель П.А.Клейнмихель Петр Андреевич

1842 - 1855 - главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями.

Генерал-адъютант, граф. При нем была построена железная дорога Санкт-Петербург - Москва. В Санкт-Петербурге Клейнмихель строил Николаевский мост, здание Нового Эрмитажа и др. Все стройки велись быстро, но ценой больших капиталовложений и огромных человеческих жертв. Был уволен за злоупотребления по службе и расточительство казенных средств.

Кобозев П.А.Кобозев Петр Алексеевич

Май 1918 - июль 1918 - народный комиссар путей сообщения РСФСР.

Окончил Рижский политехнический институт. Государственный и партийный деятель.

Ковалев И.В.Ковалев Иван Владимирович

1944 - 1948 - народный комиссар, с апреля 1948 г. - министр путей сообщения СССР.

Генерал-лейтенант технических войск, доктор военных наук, профессор, автор научных трудов по работе транспорта в период военных действий. Государственный, партийный, военный деятель.

Конарев Н.С.Конарев Николай Семенович

1982 - 1991 - министр путей сообщения СССР.

Инженер путей сообщения, государственный деятель, академик и вице-президент Академии транспорта РФ.

Красин Л.Б.Красин Леонид Борисович

1919 - 1920 - народный комиссар путей сообщения РСФСР.

Инженер-технолог по образованию, государственный и партийный деятель. В его бытность наркомом путей сообщения при НКПС было создано Главное политическое управления.

Кривошеин А.К.Кривошеин Аполлон Константинович

1892 - 1894 - министр путей сообщения.

Чиновник, придворный.

Кригер-Войновский Э.Б.Кригер-Войновский Эдуард Брониславович

28 декабря 1916 - 28 февраля (13 марта) 1917 - министр путей сообщения.

Инженер путей сообщения.

Ливеровский А.В.Ливеровский Александр Васильевич

31 августа (13 сентября) - 25 октября (7 ноября) 1917 - управляющий, с 25 сентября (8 октября) - министр путей сообщения Временного правительства.

Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог.

Матюхин Л.И.Матюхин Леонид Иванович

8 мая - 26 ноября 1991 - министр путей сообщения СССР.

Инженер путей сообщения, хозяйственный и государственный деятель.

Мельников П.П.Мельников Павел Петрович, годы жизни 1804 - 1880.

1866 - 1869 - министр путей сообщения.

Инженер-генерал, профессор прикладной математики, почетный член РАН, член Государственного Совета, главноуправляющий путями путей сообщения и публичными зданиями с 1862 года, министр путей сообщения с 1866 по 1869 годы, автор первого русского теоретического труда по железнодорожному делу "О железных дорогах", изданного в 1835 году. П.П. Мельников - знаковая фигура в истории российских железных дорог, человек, без которого трудно себе представить становление и развитие отрасли, выдающаяся личность России.

За время его управления Ведомством путей сообщения (которое он переименовал из Главного управления путей сообщения в 1865 году) сеть российских железных дорог увеличилась на 7062 км. П.П. Мельников является одним из авторов проекта строительства железнодорожной магистрали Петербург - Москва. На строительстве магистрали сформировалась русская школа строительства железных дорог и мостов.

Вся жизнь этого выдающегося человека была посвящена созданию национальных железных дорог. Благодаря Павлу Петровичу Мельникову железные дороги стали одним из важнейших символов Российского государства, была создана великолепная отечественная школа железнодорожного строительства, а фундаментальные труды и подвижническая работа Мельникова позволили России раз и навсегда отказаться от услуг иностранных специалистов. Сегодня мы не задумываясь произносим слова "стрелка", "разъезд", "подъездные пути", а ведь всю нынешнюю терминологию придумал и обосновал в своих трудах Павел Петрович.

В 1862 году П.П. Мельникова назначают главным управляющим путей сообщения, а в 1869 году он подает в отставку и переезжает в Любань на постоянное место жительства. Здесь он начинает писать "Сведения о русских железных дорогах" в 4 частях. В Любани Павел Петрович занимается не только научной работой, но и благотворительной деятельностью. Именно благодаря Мельникову в 1867 году на станции Любань вблизи магистральной железной дороги, соединяющей Москву и северную столицу, был возведен храм во имя святых Апостолов Петра и Павла. Автором проекта стал академик архитектуры К.А. Тон. Этот выбор был неслучаен: создатель Храма Христа Спасителя являлся также проектировщиком зданий пассажирских станций Петербургско-Московской железной дороги. Строительство храма велось на добровольные пожертвования, но значительную часть средств внес Павел Петрович Мельников. Имя первого министра железных дорог России осталось на памятной доске, которая была установлена в церкви, где есть имена всех значительных строителей магистрали - всего 79 человек. На средства П. П. Мельникова были построены школа для детей железнодорожных рабочих, богадельня для старух и приют для сирот.

В 1880 году Павел Петрович Мельников ушел из жизни. Первый министр путей сообщения России был похоронен под алтарем построенной им церкви, вблизи железнодорожной станции. У любанского железнодорожного вокзала в 1955 году установлен бронзовый памятник - бюст П.П. Мельникова работы скульптора Б.И. Епифанова.

В 2002 году на Комсомольской площади в Москве был заложен камень в основание памятника Петру Павловичу Мельникову. А 1 августа 2003 года состоялось торжественное открытие памятника первому министру путей сообщения России. В открытии памятника принимали участие железнодорожники со всех магистралей России. Памятник Павлу Мельникову работы скульптора Салавата Щербакова высотой более 4 метров отлит на заводе в подмосковном Жуковском на средства МПС России. С. Щербаков запечатлел Павла в парадном мундире при всех орденах.

Морозов
   ВадимМорозов Вадим Николаевич

7 октября 2003 - март 2004  - министр путей сообщения Российской Федерации.

Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог. Родился в 1954 г. Трудовую деятельность на железнодорожном транспорте начал в 1971 г. на Октябрьской железной дороге в локомотивной депо Волховстрой слесарем. После окончания в 1977 г. Ленинградского института инженеров железнодорожного транспорта работал на той же дороге дежурным по горке, маневровым диспетчером, заместителем начальника и начальником станции, заместителем начальника и начальником отделения дороги, начальником службы, заместителем и первым заместителем начальника дороги, начальником Октябрьской железной дороги. Затем занимал должность заместителя председателя Законодательного собрания Ленинградской области, работал первым заместителем начальника Юго-Восточной железной дороги, заместителем министра путей сообщения Российской Федерации. С мая 2000 г. - первый заместитель начальника Московской железной дороги. В 2002 г. назначен первым заместителем министра путей сообщения РФ. 23 сентября 2003 г. - и.о. министра путей сообщения. 7 октября 2003 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал Указ № 1188 о назначении В.Н. Морозова министром путей сообщения Российской Федерации.

Невский В.И.Невский Владимир Иванович

Июль 1918 - март 1919 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Одновременно был членом Реввоенсовета и Совета обороны.

Член президиума ВЦИК (1919 - 1920). Сторонник централизованного управления транспортом. Государственный и партийный деятель. Окончил Харьковский университет.

Некрасов Н.В.Некрасов Николай Виссарионович

2 (15) марта - 4 (17) июля 1917 - министр путей сообщения Временного правительства.

Инженер путей сообщения, специалист в области строительной механики и мостостроения. Сторонник децентрализации управления железными дорогами.

Немешаев К.С.Немешаев Клавдий Семенович

1905 - 1906 - министр путей сообщения.

Инженер путей сообщения, до назначения министром занимал пост начальника Юго-Западной железной дороги. В 1912 - 1917 гг.- член Государственного Совета.

Павловский И.Г.Павловский Иван Григорьевич

1977 - 1982 - министр путей сообщения СССР.

Инженер путей сообщения, государственный и хозяйственный деятель.

Паукер Г.Е.Паукер Герман Егорович

1888 - 1889 - министр путей сообщения и публичных зданий.

Инженер-строитель, специалист в области строительной механики, генерал-лейтенант, почетный член Петербургской Академии наук, член Военного Совета, профессор Военно-инженерной академии.

Принц Голштейн-Ольденбургский Петр Фридрих Георг

1809 - 1812 - директор ведомства путей сообщения.

Создал в 1809 - 1810 гг. Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

Посьет К.Н.Посьет Константин Николаевич

1874 - 1888 - министр путей сообщения и публичных зданий.

Государственный и военный деятель, адмирал, член Государственного Совета. В бытность его министром путей сообщения и публичных зданий в России было построено более 9 тыс. км железных дорог, утвержден первый Устав Российских железных дорог, расширены и построены новые каналы.

Рогов А.Г.Рогов Алексей Гаврилович

Февраль 1918 - май 1918 - народный комиссар путей сообщения РСФСР.

Рабочий-железнодорожник, участник революции 1905 - 1907 гг. в Красноярске. В 1918 г. делегат Чрезвычайного железнодорожного съезда, член Всероссийского исполнительного комитета железнодорожников (Викжедора). Участвовал в подготовке декрета СПК "О централизации управления, охране дорог и повышении их провозоспособности". Профсоюзный и партийный деятель.

Рудзутак Я.Э.Рудзутак Ян Эрнестович

1924 - 1930 - народный комиссар путей сообщения. Одновременно с 1926 г. заместитель председателя СНК и СТО СССР.

Профессиональный революционер. Один их активных участников индустриализации страны. При нем были построены первые магистральные тепловозы и четырехосные грузовые вагоны, положено начало электрификации железных дорог и внедрению электрической централизации стрелок.

Рухимович М.Л.Рухимович Моисей Львович

11 июня 1931 - 2 октября 1931 - народный комиссар путей сообщения.

Профессиональный революционер, государственный и партийный деятель. В 1930-31 гг. было принято решение о введении автосцепки, начато оборудование автоблокировкой участка Покровское-Стрешнево - Волоколамск, совершил первый рейс из Ленинграда в Москву скорый поезд "Красная стрела". Из НКПС выделено Управление водным транспортом и образован Наркомат водного транспорта.

Рухлов С.В.Рухлов Сергей Васильевич

1909 - 1915 - министр путей сообщения.

Помощник государственного секретаря, юрист. Сторонник усиления государственного влияния на экономику. Добился бездефицитной работы железных дорог. Осуществлял выкуп в казну частных железных дорог. В 1913 г. эксплуатационная длина сети составила 58,5 тыс. км. В Сормово был построен паровоз серии С, развивавший в пробных поездках скорость 110 км/ч. Благодаря четкой работе железных дорог мобилизация в России в связи с началом первой мировой войны прошла в установленные сроки.

Старостенко В.И.Старостенко Владимир Иванович

29 мая - 16 сентября 1999 - министр путей сообщения Российской Федерации.

Инженер путей сообщения по эксплуатации железных дорог, хозяйственный и государственный деятель.

Тахтамышев Г.С.Тахтамышев Георгий Степанович

11 (24) июля - 24 июля (6 августа) 1917 - управляющий Министерством путей сообщения Временного правительства.

Инженер путей сообщения, специалист в области строительства, государственный деятель.

Толь Карл Федорович

1833 - 1842 - главноуправляющий Ведомства путей сообщения и публичных зданий.

Генерал от инфантерии, почетный член Петербургской академии наук, граф. При нем была построена первая в России железная дорога из Санкт-Петербурга до Царского Села.

Трепов А.Ф.Трепов Алексей Федорович

1915 - 1916 - министр путей сообщения.

Государственный деятель, сенатор. При нем ускорилось сооружение Мурманской железной дороги, переведена на широкую колею дорога Архангельск - Вологда. Основное внимание уделял организации воинских перевозок. Учредил в составе МПС Управление шоссейных дорог.

Троцкий Л.Д.Троцкий Лев Давидович

25 марта - 10 декабря 1920 - народный комиссар путей сообщения РСФСР. Одновременно был наркомом по военным и морским делам и председателем Реввоенсовета.

Фадеев Г.М.Фадеев Геннадий Матвеевич

1992 - 1996, 4 января 2002 - 22 сентября 2003 - министр путей сообщения Российской Федерации.

Инженер путей сообщения, академик Академии транспорта РФ. Родился 10 апреля 1937 г. в городе Шимановске Амурской области. В 1961 г. закончил Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта.

Его трудовая биография началась на станции Тайшет Восточно-Сибирской железной дороги с должности дежурного по путям. Через два года он стал главным инженером станции. Г.М. Фадеев возглавлял отделения Восточно-Сибирской железной дороги, был первым заместителем ее начальника. Затем руководил Красноярской и Октябрьской железными дорогами. В 1987 г. Г.М. Фадеев стал заместителем, а в 1988 г. - первым заместителем министра путей сообщения СССР. В 1992 г. был назначен Министром путей сообщения России и находился на этом посту до 1996 г. Затем был генеральным секретарем Международного координационного совета по транссибирским перевозкам, а с 1999 г. возглавлял Московскую железную дорогу. В январе 2002 г. был вновь назначен министром путей сообщения Российской Федерации. 22 сентября 2003 г. распоряжением Правительства Российской Федерации №1384-р освобожден от должности министра путей сообщения и назначен президентом открытого акционерного общества "Российские железные дороги". Распоряжением Правительства РФ №787-р от 14 июня 2005 г. назначен помощником председателя правительства.

Имеет многочисленные государственные награды.

Хилков М.И.Хилков Михаил Иванович

1895 - 1905 - министр путей сообщения.

Специалист в области строительства и эксплуатации железных дорог, государственный деятель, князь. Министром путей сообщения стал по рекомендации С. Ю. Витте. При нем было отмечено оживление железнодорожного строительства, особенно на Великом Сибирском пути. В 1896 г. было открыто Московское высшее инженерное училище и учрежден профессиональный праздник железнодорожников. В 1905 г. был уволен за попытку вступить в переговоры со стачечниками. В 1906 г. - член Государственного Совета.

Чевкин К.В.Чевкин Константин Владимирович

1855 - 1862 - главноуправляющий путями сообщения и публичными зданиями.

Генерал от инфантерии, сенатор, член Государственного Совета. С 1842 г. входил в комитет по сооружению Петербурго-Московской железной дороги.

Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус
   Н.К.Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус Николай Константинович

1900 - 1909 - министр путей сообщения.

Генерал-лейтенант, член Государственного Совета (1908).

Юренев П.П.Юренев Петр Петрович

25 июля (7 августа) - 31 августа (13 сентября) 1917 - министр путей сообщения Временного правительства.

Инженер путей сообщения, специалист в области строительства железных дорог, государственный деятель. Противник вмешательства в деятельность железных дорог политических и общественных организаций.

screenRenderTime=1