Горьковская магистраль

В 1941-1945 гг. Горьковская железная дорога работала в условиях военного времени: эвакуация населения и предприятий в тыловые районы, доставка к линии фронта войск, боеприпасов и продовольствия.

бронепоезд Козьма Минин в походном состоянии
Бронепоезд
"Козьма Минин" *
зенитные установки бронепоезда К. Минин
Зенитные установки
бронепоезда
паровозные бригады Козьмы Минина
Паровозные бригады
"Козьмы Минина"

Важно было правильно организовать работу станций, чтобы не прерывать движение, обеспечение фронта и эвакуацию. Станция Горький-Товарный грузила продукцию Горьковских предприятий и направляла ее в действующую армию. Отсюда в годы войны отправили 100 тысяч пушек, 10 тысяч минометов, 10 тысяч "Катюш", полмиллиона грузовых машин и бронеавтомобилей.

С первых дней войны узлы и станции были перенасыщены вагонами, число которых вдвое превышало норму. Избыточный парк снижал возможность маневров. Кроме того стратегическое значение приобрели некоторые линии, бывшие второстепенными и имевшие небольшую пропускную способность. Ситуация осложнялась тем, что Горький, Муром и Ковров оказались в зоне досягаемости вражеской авиации – их бомбили, совершали налеты на крупные мосты.

В регионах Казанской железной дороги развернулась прокладка стратегически важных новых линий. Полным ходом шло строительство линии Свияжск – Ульяновск длиной 199 км. Движение было открыто 27 сентября 1942 года. Новая линия оказалась единственной, которую на подходе к Сталинграду так и не смог перерезать враг. В 1943 году был построен участок Свияжск – Сельд протяженностью 201 км – часть железнодорожной линии Сталинград – Саратов – Ульяновск – Свияжск. В 1941-1943 гг. была построена новая железнодорожная линия Ижевск – Балезино, рабочее движение на которой открылось в марте 1943 года. Строительство линии Ижевск – Балезино протяженностью 146 км имело важное стратегическое значение, поскольку эта рокадная линия должна была связать Урал, Сибирь и Север страны.

В июне 1942 года были изменены границы Горьковской магистрали в связи с пуском другой стратегической линии Котлас – Воркута, открывавшей путь к запасам северного угля. С образованием Северо-Печорской железной дороги с центром в Котласе к ней отошел участок Гирсово – Котлас.

Согласно постановлению ГКО от 3 января 1942 г. создавались специальные подразделения, которые обеспечивали маневренность локомотивного парка. Всего было организовано 106 колонн паровозов особого резерва НКПС, в том числе колонны № 62 и № 106 на Горьковской и Казанской железных дорогах соответственно. В 1943 г. на Горьковской и Казанской железных дорогах были сформированы военно-эксплуатационные отделения №39 и №47. ВЭО восстанавливали пострадавшую в результате военных действий инфраструктуру.

За годы войны железнодорожники Горьковской и Казанской магистралей дали фронту 12 бронепоездов. В октябре 1941 года бюро обкома ВКП(б) приняло постановление, в котором одобрялась инициатива железнодорожников Горьковского и Муромского узла по строительству бронепоездов. Их строили в свободное от основной работы время, на собственные средства. Броневую сталь, танковые башни, связевое оборудование для строительства горьковского бронепоезда поставлял завод Красное Сормово. Бронепоезд имел удачную конструкцию, в его боевую часть входил бронепаровоз, 2 крытые бронеплощадки, оснащенные 76,2-мм пушками, 2 открытые артиллерийские бронеплощадки, снабженные 37-мм зенитными пушками и установками реактивных снарядов М-8, и 4 двухосные контрольные платформы, имевшие по 4 станковых пулемета "Максим".

Закалку брони проверяли несколько раз и добились того, что броневые листы не пробивались снарядами и не давали трещин. Бронепоезд был защищен броней толщиной 45 мм и за всю войну не получили ни одной пробоины.

21 февраля 1942 года было завершено формирование 31-го отдельного особого Горьковского дивизиона бронепоездов. Приказом народного комиссара обороны бронепоездам присваивались имена великого патриота земли русской, нижегородца Козьмы Минина (горьковский бронепоезд) и былинного богатыря Ильи Муромца (муромский бронепоезд). Новаторством в организации бронепоездных частей стала десантно-минометная рота, приписанная к 31-му особому Горьковскому дивизиону. Задачей бронепоездов было оборонять от воздушных налетов крупные станции, участвовать своей мощной артиллерией, установками "Катюша" в прорывах эшелонированной вражеской обороны. Они обороняли южные подступы к Туле, затем участвовали в Орловско-Курской битве, в освобождении Украины, Белоруссии, городов Гомеля и Варшавы, с боями дошли до берега Одера. За три года войны они прошли расстояние 2 400 км. Дивизионом осуществлено 150 мощных огневых налетов по переднему краю обороны и прифронтовым станциям снабжения. Он участвовал в прорыве обороны и отражении атак противника, уничтожено 15 вражеских самолетов, 1 650 солдат и офицеров, 94 пулеметные точки, 42 артиллерийско-минометные батареи, 24 отдельных орудия, 14 дзотов, немецкий бронепоезд, склады боеприпасов. За участие в боях по освобождению Варшавы 31-й особый Горьковский дивизион был удостоен наименования Варшавского, а 31 октября 1944 года награжден орденом Александра Невского.

На Канашском вагоноремонтном заводе было создано 4 бронепоезда: "Комсомол Чувашии", "За Родину", "им. Кутузова", "им. Суворова". В Коврове – "Ковровский большевик", во Владимире "Дзержинец". "Киров" был построен кировскими железнодорожниками на эвакуированном Коломенском заводе. Паровозники и вагонники Татарии построили бронепоезд "Кзыл Татарстан", который вместе с "Василием Чапаевым", построенном в Агрызе, и "Красноуфимским железнодорожником" составили объединенный 46-ой отдельный дивизион.

Для оказания помощи воинам горьковчане приносили заработанные деньги, готовили и отправляли на фронт теплые вещи. В 1943 г. путейцы Горьковской железной дороги собрали 337 302 рубля для строительства самолета "Путеец Горьковской дороги" и 75 800 рублей на постройку танковых колонн. Всего горьковские железнодорожники собрали 2 млн 170 тыс. рублей. На них строились самолеты, танки и артиллерия.

Трудно переоценить вклад железнодорожников в дело общей победы, которая достигалась путем невероятного напряжения сил, тяжелой работой, жизнью на грани человеческих возможностей. Остается только восхищаться их мужеством и невероятной силой характеров и быть бесконечно благодарными за мирное небо над нашими головами.

* В статье использованы изображения из фондов Подразделения по сохранению исторического наследия ГЖД.

screenRenderTime=1